A+ A A-

Лонгрид ЛИФТ ЭКСПЕРТ: СОЗДАТЕЛЬ МИРОВ

1

futuristic SSЛифт, меняющий лицо нашей планеты — уникальный механизм, творящий, а не разрушающий реальность. Мысль о том, что лифт как таковой создал современную цивилизацию, может показаться весьма смелым допущением – но только на первый взгляд. Если призадуматься хотя бы на минуту над данным утверждением, всё становится на свои места. В самом деле, не было в истории человечества изобретения более радикального, столь кардинально повлиявшего на судьбы земли. Даже овладение электричеством – событие более чем эпохальное – только оптимизировало развитие лифтовой промышленности: не электричество вызвало к жизни подъемник, но лифт поставил электричество себе на службу.

ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ

К тому времени, как инженер Сименс запатентовал подъемник на электродвигателе, лифт имел весьма солидную историю. Даже не касаясь древних образцов (идея перемещать грузы вертикально с помощью веревок и тяговой рабочей силы, безусловно, пришла в человеческую голову одновременно с идеей колеса), можно вспомнить подъемники паровые и гидравлические – последние, кстати, верой и правдой успешно трудятся на благо человечества и по сей день. Именно эти подъемники вызвали к жизни многоэтажный (а вскоре и высотный) дом, то есть, фактически — город в том виде, в каком он нам известен и понятен. Без лифта город – просто большое село и ни о каком более-менее серьезном строительстве в нем не может идти речи, сами понятия «строительная отрасль», «строительная промышленность» явились следствием широкого распространения подъемников: как грузовых, так и пассажирских. Добывающая промышленность с использованием лифтов перешла в совершенно иное измерение. Лифт как феномен породил целые области практического знания, до селе вообще не известные: например, безопасность труда – впервые о ней заговорили как раз в связи с необходимостью обеспечения безопасности при работе в шахтах, потом уже – в городских зданиях. Опасность перемещения на большую высоту поначалу тормозила триумфальное шествие лифта по миру: вызов был принят, и вот в 1857 году Элайша Отис в Нью-Йорке демонстрирует то, что в дальнейшем назовут «ловители» — систему экстренного торможения и остановки лифтовой кабины в случае аварийной ситуации.

ВЕХИ И «ЭПОХА ЛЕСТНИЦ»
Это событие, превратившее лифт на самом деле в «самый безопасный вид транспорта», является настолько эпохальным и беспрецедентным, что на нем стоит остановится отдельно.
Откуда вообще взялся господин Отис, чья фамилия дала название самому успешному на сегодняшний день лифтовому бренду в мире? Фактически «из ниоткуда»: инженер, автор нескольких полезных изобретений, таких как усовершенствованная хлебопечка и вагонный тормоз, он планировал переделать старую и заброшенную лесопилку в фабрику по производству кроватей.
На этой самой лесопилке ему потребовалось поднять обломки старого оборудования на верхние этажи здания с помощью подъемной платформы. Опасаясь обрыва тросов, Отис снабдил ее железнодорожными тормозами собственного изобретения. Классический пример «транспонирования технологии»: придуманные для экстренного торможения железнодорожного состава тормоза оказались весьма полезны для страхования самодельного лифта от падения.
Эффектная демонстрация изобретения – настоящее театральное зрелище – прошла на промышленной выставке в Нью-Йорке в присутствии множества зевак. Вот как описывает событие удивленный свидетель: «Изобретатель Элайша Отис залезает на платформу, которая двигается вверх, – кажется, что это и есть основная часть демонстрации. Однако когда платформа достигает высшей точки подъема, ассистент подает Отису кинжал на бархатной подушке (на самом деле топор, резать лифтовый трос кинжалом даже в те времена было крайне неудобно). Изобретатель берет кинжал, явно собираясь наброситься на самый главный элемент собственного изобретения – трос, поднимающий платформу вверх и теперь удерживающий ее от падения. Он действительно перерезает трос; раздается резкий хлопок. Ни с изобретателем, ни с платформой ничего не происходит. Невидимые предохранительные защелки – суть отисовского инженерного решения – не позволяют платформе грохнуться оземь».
В 1859 году фирма Отиса поставила в отеле «Пятая авеню» винтовой лифт. От подвала до чердака здание пронизывал огромный металлический винт, а кабина ходила по нему как гайка. Винт вращался через шкив ремнём от паровой машины, стоявшей в подвале. Когда винт вращался вправо, кабина шла вверх, влево — вниз. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом, вдоль одного её угла в шахте лифта проходил рельс-ограничитель. Но эта система оказалась медленной, неудобной и дорогой. Было смонтировано только два таких лифта. В отеле он был заменен в 1875 году. В этот период лифты, как правило, приводились в движение паровой машиной по направляющим, подъёмные канаты наматывались и сматывались с барабана.
Так лифт с заброшенной лесопилки перешел в городские здания «коммерческого назначения».
Некоторые социологи называют «долифтовую» эпоху «эпоха лестниц». «В эпоху лестниц все этажи выше третьего считались непригодными для коммерческих нужд, а выше пятого – непригодными для жилья», — утверждают они. Первое девятиэтажное здание было и оснащено первым пассажирским лифтом (в том же Нью-Йорке). Высотные дома без лифта не имеют никакого смысла, вот почему такими резонансными являются новости о курьезных происшествиях: остановке лифтов в самом высоком здании планеты «Бурдж Халифа», о том, что в Испании в проект небоскреба «забыли» включить лифтовые шахты, обнаружив изъян лишь под конец строительства (невероятно, но факт), поэтому именно лифт формируют городскую среду, а не наоборот.

ПРОЕКТЫ И ДОСТИЖЕНИЯ
Еще в конце позапрошлого столетия лифт расширил свою территорию — агрессивно ворвался на улицы городов; его стали использовать для перемещения человеческих масс на разные уровни. Развитие городского транспорта в наши дни вытеснило подъемники с этого поля (остались только наиболее эффектные образцы вроде «Элевадор-ду-Карму» в Лиссабоне или «Катаринахиссен» в Стокгольме; см. «Лифт Эксперт» 2014, № 2, с. 29), но лифт отнюдь не уступил, а лишь трансформировался – видоизменился: повсюду в больших городах стали применяться эскалаторы и траволаторы, а то и традиционные кабинки, но двигающиеся под углом в наклонной плоскости (например, применяемый в Германии подъемник Hutter). Сегодня ведется разработка лифта, который будет способен перемещаться как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях и перемещаться не с помощью канатов, а как бы «левитировать на магнитной подушке» (о работе в этом направлении заявляют инженеры ThyssenKrupp).
Однако, если такие «летающие» лифты — дело пусть недалекого, но все же будущего, то иные инновационные решения широко применяются в нашей отрасли уже сегодня. «Лифт Эксперт» неоднократно упоминал в своих статьях технологию подъемника без машинного помещения благодаря безредукторному приводу (разработка MonoSpace концерна Kone, получившая распространение в 2000-х годах), между тем, этот же концерн запустил в серийное производство и разработку под названием MaxiSpace, которая не требует не только машинного помещения, но и противовеса.
Otis стал вторым брендом, наладившим производство подобного рода устройств: он применил в своей конструкции привод Gen2, использующий вместо металлических тросов полиуретановые ремни, которые снижают шумность лифта и позволяют применять более компактные лебедки, так как диаметр канатоведущего шкива можно уменьшить до 88 мм.
Серьезным трендом лифтостроения XXI века являются двухэтажные (их иногда называют «двухпалубные») лифты. Такой подъемник лифт, сконструированный из двух жёстко скреплённых кабин, расположенных одна над другой. Это позволяет пассажирам размещаться на двух этажах лифта одновременно, что значительно увеличивает пропускную способность шахты лифта. Такая схема может оказаться эффективной в зданиях, в которых остановки лифта происходят почти на каждом этаже. Так, например, один двухэтажный лифт позволяет пассажирам совершать посадку на двух соседних этажах одновременно.
Большим преимуществом двухэтажных лифтов является то, что они занимают меньше места, чем традиционные лифты при одинаковой пропускной способности. В небоскрёбах, где лифты, как правило, занимают значительную площадь, это позволяет более эффективно использовать пространство.
Не все двухэтажные лифты используются для перевозки только пассажиров на обоих этажах. Иногда в одном или более лифте в здании второй этаж используется для перевозки товаров, как правило, вне пиковых периодов перевозки, что позволяет обойтись без отдельного грузового лифта. В периоды пиковой нагрузки лифты переходят к пассажирскому режиму, ускоряя перевозку пассажиров в здании.

СТАТИСТИКА И БРЕНДЫ
Во всем мире насчитывается свыше 250 миллионов единиц лифтового оборудования. Сюда входят и пассажирские, и грузовые лифты, а также оборудование особого назначения (больничные, пожарные лифты и так далее).
Больше всего лифтов насчитывается в Италии850 тысяч «рабочих» единиц. С учетом же «нерабочего» оборудования, которое нуждается в ремонте, реконструкции и модернизации, число итальянских лифтов приближается к 900 тысячам.
Второе место удерживают Соединенные Штаты, здесь насчитывается около 700 тысяч единиц лифтов.
На третьей позиции — Китай со своими 610 тысячами. По объему же производства лифтов эта страна вышла на первое место.
Четвертой в списке идет Российская Федерация, где насчитывается около 510 тысяч эксплуатируемых лифтов различного назначения.
Замыкает четверку лидеров Бразилия, имеющая в своем активе примерно 300 тысяч действующих лифтов.
Всего в мире насчитывается около пяти десятков заметных производителей лифтовой продукции и комплектующих. Лидеры — Otis, Schindler, Thyssen Krupp, Kone — делят 2/3 мирового рынка лифтов и 4/5 европейского. К ней примыкает японский бренд Mitsubishi, уверенно чувствующий себя в азиатском секторе (а это самые востребованные на сегодня технологии лифтового оборудования для предельно высотных зданий). Мощно выступил в последнем десятилетии южнокрейский бренд Sigma (лифтовое подразделение концерна LG). К тому же, разгорается война с «китайским нашествием»: наступают лифтовые бренды BLT, Koyo и Sjec. К сожалению, украинских среди них нет, даже по европейской статистике: «национальная» часть лифтового оборудования в Европе представлена испанскими, итальянскими, немецкими, польскими, турецкими и болгарскими компаниями.

ПАРАДОКСЫ И ЗАГАДКИ
Среди тем, связанных с лифтами, имеется и определенный набор парадоксальных явлений. Один из таких феноменов связан с реально зафиксированной частотой прихода лифтовой кабины по вызову.
Суть его в том, что, если вы находитесь на одном из верхних этажей, лифт в большинстве случаев приходит к вам снизу. А если вы, напротив, на втором либо третьем этаже, лифт чаще всего спускается сверху. В свое время эту закономерность подметили физики Георгий Гамов и Марвин Стерн, работавшие на различных этажах одного строения.
Гамов, офис которого располагался в нижней части здания, заметил, что подъемник, первым приезжающий на его этаж, чаще всего двигается вниз. В то же время как Стерн, с офисом в верхней части здания, заметил, что первый лифт, который останавливается на его этаже, чаще всего идет вверх.
Многие ученые совместно с Гамовым и Стерном пробовали отыскать разъяснение этому необычному явлению.
Основной анализ прост, но более детальный анализ гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Если вы на верхнем этаже здания, все лифты будут идти снизу (никакие не могут идти сверху), а затем спускаться вниз. Если же вы на предпоследнем этаже, то лифт, который поднимается на верхний этаж, пройдет первым: двигаясь вверх, а затем вскоре после этого — двигаясь вниз.
Таким образом, в то время как будет проходить равное количество лифтов, идущих вверх и вниз, лифты, идущие вниз, как правило, следуют вскоре после идущих вверх (если лифт не задерживается на верхнем этаже). И тогда первым, как правило, наблюдается лифт, который идет вверх. Лифт, который движется вниз, может наблюдаться первым, только если начинать наблюдение в короткий промежуток времени после того, как лифт прошёл вверх. В остальное время первый наблюдаемый лифт будет подниматься.
В реальных зданиях присутствуют сложные факторы, такие как тенденция в работе лифтов, когда они часто требуются на нулевом или первом этаже, и возвращаются туда, когда простаивают. Эти факторы приводят к сдвигу частот наблюдаемых прибытий, но не устраняют парадокс полностью. В частности, пользователь ближе к верхнему этажу будет наблюдать парадокс еще сильнее, так как лифты нечасто присутствуют или необходимы выше его этажа.
Есть и другие отличия реального здания. Например, однобокий спрос — когда все хотят спускаться вниз в конце рабочего дня, пропуск полными лифтами дополнительных остановок или влияние коротких поездок, когда лифт бездействует.

ФОБИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
В массовом сознании лифт породил не только загадки, но и фобии — как, впрочем, и любой другой техническое устройство. Страхи усугубились тем, что пассажир в кабине подъемника не в состоянии каким-либо образом воздействовать на саму работу механизма: он может только запускать и останавливать ее, а сам процесс «выпадает» из под его контроля, оставаясь, к тому же, полностью невидимым, скрытым от глаз. Подливают масла в огонь и культивируемые в масс-медиа образы «лифта-убийцы»: пожалуй, нет такого человека-неспециалиста, который не считал бы, что пассажирский подъемник рискует «оборваться», улететь с какого-нибудь высокого этажа вниз по шахте и разбиться там вместе с пассажирами.
Но вот, что гласит статистика: за всё прошедшее с момента демонстрации Отисом своих ловителей время единственная известная и зафиксированная смерть именно от падения лифта случилась только один раз — в Таиланде в 2012 году.
Лифт в мебельном магазине упал с высоты четвертого этажа в результате обрыва цепного троса. В нем находилось три человека, одним из которых была беременная женщина, в результате у нее случился выкидыш. Один человек погиб, а двое других получили серьезные травмы.
Только один из 12 миллионов лифтов может действительно обрушиться в результате несчастного случая (но этого не происходит), а подавляющее большинство из них могут иметь лишь незначительные дефекты, не опасные для жизни пассажира.
Как видим, даже в этом отношении лифт — настоящее техническое чудо, не только полезное, но и безопасное, несравнимое ни с чем другим, не имеющее себе аналогов. И кстати — редкий случай, когда техническое изобретение не поставлено на службу войне, лифт призван не убивать и калечить создавать и творить города и, соответственно, весь окружающий наш мир.

cover LE 40-41 2016

Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт», 2016, № 40–41, с. 4–7.

Напоминаем, что оформить подписку на журнал можно по адресу редакции, по e-mail ( Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ), по телефонам (097) 278 64 31, (095) 798 50 95,любым удобным для вас способом.
Стоимость годовой подписки (12 номеров, выход один раз в месяц) для предприятий и физических лиц в Украине780 гривен.
Возможна подписка на полгода (6 номеров) — для Украины 360 гривен.
Стоимость подписки для зарубежных предприятий включает в себя стоимость почтовой доставки журнала.
При подписке вы получаете скидку для размещения своей рекламы в журнале «Лифт Эксперт».

Site buit by Jackson G

Телефоны редакции:

+38 (056) 787-05-28

Использование материалов данного сайта разрешается при условии открытой гиперссылки на liftexpert.com.ua. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце материала.

Перепечатка статей, других текстовых материалов, иллюстраций и фотографий с печатного издания «Лифт Эксперт» разрешается только с письменного согласия правообладателя.

В случае нарушения авторских прав, «Лифт Эксперт» оставляет за собой право защищать свои права и интересы путем подачи жалоб в правоохранительные органы, а также исковых заявлений в судебные органы.


© 2012–2015. ООО Фирма «САНСЕТ» Все права защищены.

Вход