Каким образом отразится на экономике Украины ассоциация с Европейским Союзом и нужна ли она лифтовой отрасли?
События последних месяцев, фактически расколовшие украинское общество на ярых сторонников и не менее ярых противников «евроинтерграции» Украины заставляют в очередной раз пристально всмотреться в перспективы нашего дальнейшего развития и дать оценку борьбе вокруг «европейского вопроса» с позиции трезвомыслящего человека, с точки зрения интересов украинского бизнеса (прежде всего, конечно же, лифтовой отрасли, а также строительной и машиностроительной сфер), а не поддаваться шквалу эмоций, столь привычному, когда речь заходит о политико-экономической ориентации нашей страны.
Почему Украина не Европа?
Массовые волнения, эпицентром которых этой зимой стал столичный Майдан Незалежности, имели к вопросу «евроинтеграции» только косвенное отношение и только в самом начале оппозиционных митингов, связанных з денонсацией договора об Ассоциации с ЕС и вхождении Украины в зону свободной европейской торговли, который казался уже окончательно решенным вопросом. Однако экономические интересы Европы очевидно противоречили интересам Москвы, которая расценивает любой украинский шаг в сторону Запада как вторжение в зону своего влияния. Результат – политический кризис и социальный конфликт, последствия которого на момент написания статьи пока еще неясны. Вопрос «европейского выбора» отошел на второй план, а поспешное принятие Верховной Радой бюджета на 2014 год (нереальность объемов которого уже отмечена многими экономистами) дало власти козырь «гаранта стабильности» в стране, где 43% населения живут за счет различного рода социальных выплат. Их сокращение, а то и вовсе отмена в случае вступления Украины в ЕС – один из основных «демотиваторов», используемых противниками западного направления.
Тем не менее, беспокоиться на этот счет стоит не более, чем по поводу неравноценной конкуренции между товарами и услугами в Европе и в Украине – высокие стандарты социальной защиты населения в Европе хорошо известны, а вот качество украинской продукции заставляет задуматься о судьбе родной промышленности в случае ее выхода на западные рынки (если она вообще будет туда допущена).
Особенно это касается сферы машиностроения, которая на сегодня занимает весьма незначительный сегмент национальной экономики. Ближе к нашему профилю — Украина не имеет собственного лифтового производства (которое имеется в наличии даже у Армении), что касается замены устаревшего и отработавшего свой срок эксплуатации подъемного оборудования, то о дороговизне и трудоемкости этого дела не говорит только ленивый. То же касается модернизации подъемного оборудования, массовой диспетчеризации пассажирских лифтов в многоэтажных жилых домах и тому подобных вопросов.
Уже сейчас из 384 обслуживающих лифты украинских предприятий и организаций (по данным Госгорпромнадзора Украины) далеко не все способны в полной мере обеспечить содержание лифтов в надлежащем техническом состоянии из-за отсутствия у них соответствующей материально-технической базы, необходимого количества запасных частей, достаточного количества квалифицированных электромехаников. В то же время, все они имеют разрешения на выполнение работ повышенной опасности, выданные на основании положительных экспертных заключений после обследований, проведенных ЭТЦ. Проблема? Безусловно, и об этом «Лифт Эксперт» неоднократно писал. Как показывает анализ материалов расследования несчастных случаев, аварий, связанных с работой подъемного оборудования, качество экспертиз и технических осмотров оборудования вызывает серьезные нарекания независимых специалистов.
Острым является вопрос нехватки кадров. Молодежь в эту сферу работать не идет, а пожилые специалисты уходят на пенсию. Причина такого положения — низкая зарплата, которая, к тому же, сильно колеблется в зависимости от региона страны. Уже теперь немало наших соотечественников, в том числе лифтовиков, трудятся в других европейских странах (и чаще всего не по своей специальности). Естественно, в случае снятия визовых ограничений, утечка кадров в страны, где можно заработать больше, возрастет в разы.
Ну и, конечно, нельзя не отметить полное отсутствие какой-либо государственной политики в лифтовой сфере, прежде всего, хаос в нормативно-правовой базе.
Законодательство безнадежно устарело, не отвечает требованиям времени: отдельные тарифы на содержание и эксплуатацию лифтов не предусмотрены, а заложены в общие нормы содержания домов и придомовых территорий. Нормативную базу по лифтам в Украине в настоящее время составляет 51 нормативный акт: двадцать шесть ДСТУ, девять АОП и НАПБ, восемь ГОСТ и ГСТУ, восемь ДБН и ДСН, а также ДСанПИН, ПУЭ и ПТЭ. Правовые и технологические требования многих из этих актов давно не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.
Особый вопрос – финансирование. Если его нет, значит, нет, а все проблемные вопросы эксплуатации лифтового оборудования решаются простым и привычным способом – ударом кулака чиновника по столу. Нужно, чтобы лифт поехал, стукнул кулаком, он и поехал. До поры до времени такая практика срабатывает, но рано или поздно наступает момент, когда никакой удар любой частью тела любой силы не в состоянии запустить окончательно вышедший из строя механизм.
Ситуация с лифтами является составляющей частью еще одной болевой точки украинской экономики — системы ЖКХ, доставшейся нам в наследство от специфической советской модели хозяйствования и с той поры стремительными темпами деградирующую, несмотря на авральные попытки залатать ее прорехи – столь же регулярные, сколь и бесполезные (так и хочется озвучить мнение о намеренном «тихом убийстве» государственной ЖКХ с целью ее максимального удешевления и последующей «прихватизацией», но оно, конечно же, будет голословным, а голословности мы стараемся избегать).
А ведь ассоциация с Европой будет означать обязательное приведение всех коммунальных систем и методов их управления к единому стандарту, обеспечить который вряд ли по силам какому-либо одному или даже нескольким муниципальным предприятиям и даже частным компаниям. Поэтому неизбежен приход на этот рынок европейских игроков с намного большим потенциалом средств и возможностей, чем у отечественных. Означает ли это вытеснение украинских обслуживающих предприятий из данного бизнеса? Вполне возможно.
Не нужно спешить
Как бы там ни было, горячиться по поводу «вступления Украины в ЕС» не стоит. Ведь даже с долгожданным подписанием договора об Ассоциации для нас не начнется «светлое европейское будущее» и в то же время не рухнут привычные «устои» с разбитыми дорогами, коррупцией, бюрократией, налоговым прессом и агонизирующим ЖКХ. Заметим, что сам факт подписания документа, если таковое состоится, еще потребует ратификации в парламентах стран Евросоюза. Хотя уже сейчас в ЕС ведутся разговоры о придании данному документу особого статуса, чтобы его положения можно было начать реализовывать с момента подписания.
Что касается зоны свободной торговли, которая является частью сближения Украины с европейской семьей, то и она полностью заработает не ранее, чем лет через десять после ратификации договора.
Эксперты напоминают, что соглашение не будет также автоматически означать для граждан Украины безвизовый въезд в ЕС, и такой режим будет оговариваться для нашей страны отдельным планом мероприятий.
Мы находимся в определенной «точке невозврата» и от решения, которое примет украинское общество и государственная власть, зависит очень многое. Вот почему не следует спешить с выводами, тем более, радикальными. Безусловно, Украина – часть Большой Европы. Безусловно, при всей нашей очевидной слабости, мы все-таки не должны панически бояться конкуренции, ведь чем сильнее будет конкуренция, тем выше будет стимул для развития украинских предприятий, так как именно конкуренция порождает качество, а промышленный потенциал нашей страны при грамотной экономической политике способен поддержать такое развитие. Но здесь важна поступательность – не торможение, а именно поступательное, эволюционное движение.
В лифтовой сфере это означает, прежде всего, привлечение внимания государства к проблемам лифтовых предприятий, к нормативной базе, регулирующей эксплуатацию и экспертную оценку лифтовой техники, приведение ее к единому знаменателю (желательно максимально приближенному к европейскому), введение обоснованных тарифов на содержание и техническое обслуживание лифтов, выведение их в отдельную коммунальную услугу. Разумеется, все это должно происходить в комплексе мероприятий по реформированию и модернизации системы ЖКХ, каковая цель, между прочим, давно уже озвучена на самом высоком уровне. И лучше всего, если бы эти слова не расходились с реальными делами.
Полностью статью читайте в журнале «Лифт Эксперт», 2014, № 1–2.
Чтобы быть всегда в курсе самой актуальной информации из сферы лифтовой техники, подписывайтесь на журнал Лифт Эксперт — ведущее информационно-аналитическое издание о подъемном оборудовании в Украине.