A+ A A-

Комплексная диспетчеризация дома – находка для ОСМД

1

osbb logoШироко обсуждаемая сегодня в нашей стране тема создания обществ собственников многоквартирных домов (ОСМД) как способа решения проблем национального ЖКХ, который находится в процессе прогрессирующей стагнации, касается не только социально-экономической сферы. Не меньшее значение имеют в данном плане и вопросы технологического улучшения и защиты коммунальных инженерных систем жилых зданий, обеспечить которые традиционные жилуправления, находящиеся в подчинении городских властей, просто не в состоянии – просто в силу специфики своей организации и задач, для решения которых они когда-то, давным-давно, были созданы.

Эффективное управление и контроль за эксплуатацией коммунальных систем зданий в эти задачи не входили и фактически были пущены на самотекс надеждой на сознательность жильцов. Увы, надежды эти не оправдались, в народе прочно укрепилось мнение: коммунальное – значит ничье. Собственно, поэтому и была предпринята попытка, сориентировавшись на западную коммунальную практику, внедрить в Украине схему ответственности жильцов за коммунальное имущество посредством ОСМД. А ответственность подразумевает иной подход к делу контроля за состоянием инженерных систем зданий: контроль этот должен быть комплексным и всеобъемлющим.

Логически рассуждая, мы приходим к вопросу технического обеспечения реализации подобного рода контроля. Каким образом, какими средствами осуществить его в рамках одного отдельно взятого ОСМД? Какие средства помогут жильцам-совладельцам осуществить его на практике?

Говоря о системах диспетчеризации лифтов, нельзя обойти вниманием факт, что современные технологии позволяют контролировать несколько инженерных систем одновременно. Такая диспетчеризация «покрывает» все процессы обеспечения жизнеобеспечения и безопасности здания: лифтовое оборудование, электроснабжение, вентиляцию, кондиционирование, водоснабжение, отопление, канализацию, пожарно-охранную сигнализацию, видеонаблюдение, контроль доступа, связь и так далее. А если применяются автоматизированные комплексы управления, то они берут на себя и некоторые функции человека: помимо информирования оператора о возможных проблемах и неполадках, напоминания о необходимости очередных регламентных работ, они могут автоматически включать-выключать и регулировать работу различного оборудования. При возникновении чрезвычайных ситуаций они приведут в действие необходимое оборудование и оповестят жителей о путях и способах эвакуации.

Важной особенностью современных систем диспетчеризации является простота и удобство работы с ними.

На единый центральный пульт поступают данные и сигналы от датчиков в режиме реального времени. Собранная информация о работе всех инженерных систем помогает диспетчеру контролировать каждую из систем, проверять исправность оборудования, отслеживать и предотвращать возникновение опасных и аварийных ситуаций.

osbbНапример, в случае пожара сразу же срабатывают извещатели системы пожарной сигнализации (СПС). Сигнал от них передается на пожарную панель, которая формирует команду включения световых, звуковых и речевых оповещателей. При этом СПС также формирует сигналы для исполнения другими системами по заданным алгоритмам:

1. Система телевизионного наблюдения направляет ближайшую видеокамеру на очаг возгорания и присваивает этой видеокамере высший приоритет.
2. Система управления микроклиматом выключает приточную систему вентиляции, обслуживающую данную зону, чтобы предотвратить поступление свежего воздуха к очагу возгорания. Для удаления дыма из коридоров, холлов, лестниц (вдоль маршрутов эвакуации) включается соответствующая подсистема удаления дыма (открываются заслонки, включаются вентиляторы).
3. Система управления электроснабжением отключает цепи электропитания вблизи зоны пожара.
4. Система управления освещением включает аварийное освещение.
5. Система управления доступом разблокирует двери для беспрепятственной эвакуации людей.
6. Система управления лифтами спустит их на первый этаж.

Одновременно сигнал поступает в единый диспетчерский центр на автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора. На мониторе АРМ появляется графическая и текстовая информация о пожаре и месте его возникновения. Оператор имеет возможность проконтролировать работу системы автоматики и при необходимости продублировать ее.
Помимо всего прочего, для ОСМД комплексная система диспетчеризации представляет интерес еще по причине таких предоставляемых ими возможностей как сбор и анализ информации о потреблении ресурсов в системах (электричество, газ, вода, тепло и т. д.), организация более эффективной системы оплаты жильцами коммунальных услуг, формирование статистических данных о расходе ресурсов, оплаты за использование ресурсов.

Но насколько экономически выгодно устанавливать такую систему диспетчеризации? Эксперты считают, что применение подобного рода комплексных систем экономит не менее 15% затрат ОСМД на установку за счет устранения избыточных связей в инфраструктуре. Меньше затрат требуется и на обучение персонала объекта управлению комплексом. Владелец получает возможность управлять всеми системами объекта с одной рабочей станции.

К тому же, стоимость системы диспетчеризации зависит от величины здания. Чем крупнее объект, тем целесообразнее и экономически выгоднее оснащать его подобными системами. Например, при диспетчеризации офисного здания средняя стоимость оборудования и программного обеспечения системы составит около 10-20% от стоимости самой системы автоматики. На объектах меньшего размера будут использованы практически те же аппаратные и программные средства, но относительная стоимость увеличится. При этом необходимо, рассматривать стоимость диспетчеризации инженерных систем здания не обособленно, а с учетом срока ее эксплуатации в течение десяти и более лет (в зависимости от гарантий производителя).

Затраты на оснащение большого многоквартирного дома комплексной системой диспетчеризации, конечно, повышают совокупную стоимость его строительства и обеспечения инфраструктурой.  Однако не следует забывать, что…

Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт» 2013, № 11. Приобрести номер можно в редакции, предварительно позвонив по телефону (056) 787-05-28, или подписавшись на весь 2014 год. В наших планах — дальнейшее развитие темы диспетчеризации лифтового оборудования в Украине.

Site buit by Jackson G

Телефоны редакции:

+38 (056) 787-05-28

Использование материалов данного сайта разрешается при условии открытой гиперссылки на liftexpert.com.ua. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце материала.

Перепечатка статей, других текстовых материалов, иллюстраций и фотографий с печатного издания «Лифт Эксперт» разрешается только с письменного согласия правообладателя.

В случае нарушения авторских прав, «Лифт Эксперт» оставляет за собой право защищать свои права и интересы путем подачи жалоб в правоохранительные органы, а также исковых заявлений в судебные органы.


© 2012–2015. ООО Фирма «САНСЕТ» Все права защищены.

Вход