Если бы мы имели возможность поставить рядом два полностью укомплектованных и готовых к работе лифта – представителя «первого поколения» электрических подъемников конца XIX столетия из Нью-Йорка и современного стильного красавца, полного разного рода инновационных опций и функций откуда-нибудь из небоскреба «Бурдж Халифа» в Дубае – мы были бы поражены разницей их технического оснащения и функционалом, не говоря уже о такой «мелочи» как внешний вид.
Нет, конечно, с технической точки зрения в подъемном оборудовании за сто с лишним лет принципиально ничего не изменилось! Двигатели, канаты, направляющие, кабины, – все остается на своих местах. Но с таким же успехом можно сказать, что BMW X5 ничем не отличается от BMW 501: и колеса, и двигатель, и приводная система, и даже цифра 5 имеются в наличии. На самом же деле меняется сама философия техники – из сугубо утилитарной, практической сферы она превращается в объект, формирующий среду обитания человека.
Меняется дизайн, меняется «эргономичность» подъемного оборудования – так, с целью развязать руки архитекторам-проектировщикам и подрядчикам были разработаны и внедрены лифты без машинного помещения: помимо свободы архитектурных решений и экономии места они позволяют сократить время монтажа, сделать его независимым от других строительных служб.
Растет скорость вертикального перемещения – сегодня никого не удивишь скоростью 9 м/с, а отдельные модели в небоскребах разгоняются и до 17 м/с, как, например, «супер-лифт» Alta разработки компании Kone.
Уже эксплуатируются скоростные безредукторные лифтовые системы, характеризуемые чрезвычайно высокой провозной способностью благодаря «двухэтажным кабинам» (как в упомянутом нами «Бурдж Халифа»).
На смену привычным двустворчатым дверям приходят двери телескопические, что позволяет уменьшить ширину шахты при сохранении габаритов и вместимости лифтовой кабины.
Современные конструкторы-лифтостроители с каждым новым поколением выпускаемых ими лифтов пытаются найти новые решения повышения уровня безопасности подъемной техники – она оборудуется специальными системами автоматических устройств, предотвращающих аварийные ситуации. Для дополнительного удобства пассажиров применяются инфракрасные датчики, предотвращающие возможность случайного удара человека дверью лифта.
Разрабатываются целые технические программы для защиты лифтового оборудования, систем диспетчеризации и управления от вандализма: они зачастую включают в себя изготовление стенок кабины, дверей лифта и шахты из металла с покрытием устойчивой эпоксидной эмалью. Светильники чаще всего защищаются изнутри износоустойчивым прозрачным материалом. Большое внимание уделяется защите панелей управления (обо всем этом вы можете подробно прочитать в «Лифт Эксперт» № 12 за 2013 г., с. 24).
И это только верхушка айсберга современной лифтовой техники, которая, к тому же, находится в постоянном динамичном развитии, поиске новых инженерных решений, что вызывает к жизни спрос на новые детали и комплектующие подъемного оборудования – как пассажирского, так и грузового.
«СТАРИЧКИ» И «НОВИЧКИ»: УКРАИНСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Вместе с тем, характерной особенностью рынка запчастей для лифтов является постоянный спрос на детали для старых моделей, выпущенных много лет назад и продолжающих эксплуатироваться в многоэтажных зданиях. Причем, характерно это не только для стран бывшего Советского Союза, где основной лифтовой парк был запущен в эксплуатацию примерно лет тридцать назад и, соответственно, постоянно нуждается в капитальном и текущем ремонтах, но и для других стран, где так или иначе массово эксплуатируются пассажирские подъемники.
Это стимулирует работу и удерживает на плаву многие «старые» предприятия, начинавшие выпуск лифтовой техники в «былые годы», хотя и им приходится искать свои ответы на «вызовы времени», включать находчивость и инженерную смекалку, поскольку, как мы отмечали выше, без инноваций сегодня в лифтовой технике – никуда. Ведь помимо капитально-восстановительных ремонтных работ лифтовое хозяйство Украины требует модернизации физически и морально изношенных узлов и агрегатов лифта, прежде всего, электроприводов, кабин, систем управления лифтом и так далее.
Именно привязкой к старому оборудованию объясняется и ситуация на украинском рынке лифтовых деталей, где по-прежнему доминируют производители еще советских времен: «Могилевлифтмаш», «Карачаровский механический завод» и «Щербинский лифтостроительный завод». Именно эти предприятия составляли в свое время единый конгломерат поставщиков лифтовых деталей и комплектующих к своему же оборудованию в Украину. Своим производством в советские времена у нас практически не занимались, выпуская только отдельные элементы и конструкции, – не занимаются и теперь. О причинах такой прискорбной ситуации и путях ее решения вы можете прочитать в этом номере в статье «Украинское лифтовое производство. Стоит попробовать?». Нишу инновационной продукции, ориентированной на бизнес и элитный сегмент рынка лифтовых запчастей делят между собой Otis, зашедший в Украину сразу же, «как только стало можно», в начале девяностых и открывший сборку и наладку своего оборудования на столичных мощностях, а также Kone, Schindler и ThyssenKrupp – последние два бренда импортируют в Украину эскалаторы и траволаторы (движущиеся дорожки), которые у нас вообще не собираются: первый траволатор в стране появился только в 2003 году.
Если говорить об отечественных компаниях, которые занимаются изготовлением и поставкой лифтового оборудования, и которые часто громко именуют «отечественными производителями», то они, как правило, «осваивают» выпуск отдельных компонентов, комплектуя готовую продукцию элементами разного происхождения: например, карачаровскими лебедками, могилевскими узлами и агрегатами и так далее. Среди самых заметных украинских компаний в этом сегменте можно назвать «Карат-Лифткомплект» с базой в Вышгороде рядом с Киевом, «Лифтмонтаж» в том же регионе, в Броварах, киевский «Укрлифтсервис».
Помимо них, на рынке Украины представлено множество небольших фирм-поставщиков лифтового оборудования и запчастей к нему. Некоторые производители используют технологии, разработанные еще «Союзлифтмашем» – заводы в Броварах, Кременчуге. Некоторые занимаются сборкой лифтов на базе комплектующих из России и Беларуси, но их сектор продаж в масштабе всей страны довольно незначителен.
Но несмотря на наличие таких «новинок», многие операторы лифтового рынка утверждают, что большинство строительных компаний работают с поставщиками подъемного оборудования, как правило, по привычке, отдавая предпочтение хорошо известным предприятиям. Заказчикам легче работать с компаниями, которые уже довольно давно работают на украинском рынке, знают его специфику, требования и нормы Гостехнадзора.
…
Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт» 2014 № 6(23), с. 4-7
Напоминаем, что приобрести журнал можно по адресу редакции, либо оформив подписку
по телефонам 056 787 05 28; 067 523 54 10; 095 798 50 95
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Будьте в теме! Читайте «Лифт Эксперт»!