Столица Казахстана Астана – город удивительный, прежде всего, по меркам Центральной Азии. Хотя он и не был построен «с чистого листа на пустом месте», но каждого, кто попадает сюда не оставляет ощущение нереальности, степного миража. Раньше здесь был небольшой городок Акмолинск (по-казахски Акмола) – пограничный форпост Российской империи; в 1950-е годы переименованный в Целиноград (именно здесь разворачивалась известная эпопея с «освоением целинных земель»). Но в 1998 году волей правительства теперь уже независимой Республики Казахстан сюда был перенесена государственная столица, соответственно, переведены все органы власти и управления.
В Астане развернулось масштабное строительство, продолжающееся по сей день.
Сегодня мало что здесь напоминает провинциальный Акмолинск: широкие проспекты, площади и, конечно, высотки-небоскребы. Из тринадцати зданий высотой свыше ста метров в Казахстане десять находятся именно здесь. В том числе, самый высокий офисный комплекс страны — Изумрудный квартал (Асыл Тас), состоящий из двух башен высотой 210 и 182 метра, а также третьей башни, находящейся в процессе строительства. Проект стоимостью 350 млн долларов США был осуществлен совместными усилиями Казахстана и Канады. Архитектурной особенностью башен Изумрудного квартала является их асимметричность: так, в самой высокой башне площадь каждого последующего этажа, начиная с 32-го, увеличивается; последний, 53-й, этаж больше его на 15 метров.
Как утверждает статистика, одновременно в комплексе могут работать около 15 тысяч человек.
Разумеется, здания такого уровня требуют и лифтового оборудования высокого качества. В башнях действуют 18 скоростных лифтов, причем, характеризуются они как лифты «умные» — smart elevators — даже обслуживает их компания под названием «Smart-Лифт».
Во всех лифтах Изумрудного квартала установлена система видеонаблюдения, дающая возможность следить за их состоянием на одном мониторе. Лифты можно включать или отключать онлайн, с каждым из них установлена видеосвязь – диспетчер может дистанционно общаться с пассажиром или механиком, корректировать его работу. Все неполадки оборудования тоже мгновенно фиксируются.
Столица Казахстана интересна и уникальной лифтовой разработкой — системой, в которой лифты передвигаются по рельсу прямо на фасаде небоскреба «Темир Жолы» (175 м), третьего по высоте здания страны, в котором расположено управление железных дорог Казахстана — по соседству с Изумрудным кварталом. Это первая в мире действующая система фасадных пожарно-эвакуационных лифтов, передвигающихся по жестким направляющим – рельсу или мачте.
В рабочее время здесь находятся несколько тысяч сотрудников и посетителей. С целью усиления противопожарной защиты комплекса, и было принято решение об установке на фасаде обеих высотных башен комплекса лифтов для транспортирования пожарных подразделений.
В результате поиска подходящего оборудования были выбраны
Полностью материал опубликован в журнале «Лифт Эксперт» 2013, № 10.
Хотите быть в курсе всех новостей лифтовой отрасли? Подписывайтесь на журнал Лифт Эксперт – ведущее и уникальное издание о подъемном оборудовании в Украине.