2016 год в лифтовом сегменте мировой экономики, без преувеличения, особенный. Именно на этот год запланирован запуск очередного подъемника-рекордсмена, сверхскоростного лифта, который будет перемещаться со скоростью 72 км/ч. Да, именно в таких единицах, по всей видимости, в скором времени придется указывать скорость лифтового оборудования – ведь оно по характеристикам становится сопоставимо с легковым автомобилем.
НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ
На новый рекорд претендуют два пассажирских подъемника в Гуанчжоу, Китай, в здании финансового центра высотой 530 метров (111 этажей). Разработчик и изготовитель этих лифтов – японский концерн Hitachi – утверждает, что расстояние в девяносто пять «офисных» этажей подъемник будет преодолевать за 43 секунды. А как быть с системами безопасности? Они так же сопоставимы с автомобильными? Современный автомобиль предоставляет водителю и пассажирам целый комплекс защитных систем, призванных в случае аварии максимально снизить вероятность травмирования людей. Но и без этого комфортная поездка предполагает разнообразные опции, снижающие или вообще полностью устраняющие небезопасные или раздражающие факторы, такие как вибрация, шум, перепад давления воздуха, повышенная температура и так далее. Поэтому разработка скоростных лифтов заключается в решении инженерных проблем на порядок сложнее, чем простое увеличение длины канатов – инженерам приходится решать множество сложных задач. Среди них преодоление сопротивления воздуха в шахте, подавление вибраций разнообразного происхождения, подавление шума, плавный, но быстрый разгон, надежные аварийные системы, способные остановить лифт в случае аварийной ситуации, и так далее.
Самой главной проблемой являются канаты. Из какого бы материала их ни делали, они всегда будут иметь собственную резонансную частоту колебаний, причем постоянно меняющуюся по мере разматывания-сматывания. Не упрощают задачу и собственные сверхнизкие резонансные частоты колебания самого высотного здания, в котором находятся подъемники: они накладываются на частоту колебаний канатов.
В высотных зданиях длина каната лифта достигает нескольких сот метров, а его масса – нескольких сотен килограммов. При движении лифта масса кабины и масса противовеса непрерывно меняются за счет сокращения или удлинения соответствующих участков каната. Для того, чтобы система не становилась разбалансированной, применяют компенсационные каната, соединяющие кабину лифта и противовес в нижней части. При движении, например, вверх длина участка каната, на котором подвешена кабина, непрерывно уменьшается, но длина участка компенсационного каната увеличивается. Соответственно, увеличивается длина участка каната, на котором подвешен противовес, и уменьшается длина участка компенсационного каната.
ИЗОЛЯЦИЯ И РЕКУПЕРАЦИЯ
Вторая проблема – повышенный расход энергии (небоскреб, оснащенный скоростными подъемниками, может тратить на них до 50% от всего расхода электричества) и высокий уровень шума, возникающий при движении кабины лифта на высоких скоростях. Для решения данной задачи, кабину такого подъемника делают как можно более обтекаемой – оборудуют специальными «колпаками», которые уводят большую часть воздуха в стороны и к задней стенке купе кабины лифта (так как основной поток звука идет через двери). В таких лифтах даже противовесы изготавливают обтекаемой формы. Плюс само купе очень хорошо звукоизолировано: уровень шума на максимальной скорости 60,6 км/ч (такова она у сегодняшнего лидера, лифта Toshiba в здании Taipei 101, Тайбэй на Тайвани) составляет 45 децибел — это тише, чем в стандартных лифтах советского производства, эксплуатируемых в наших городах и передвигающихся со скоростью вдесятеро меньшей.
А для сокращения энергопотребления лифтовых систем на сегодняшний день применяются высокоэффективные приводы. Это имеет особое значение для высотных зданий, поскольку с увеличением скорости движения лифтовых кабин возрастает и требуемая мощность привода. Наиболее эффективными считаются приводы, оборудованные системой рекуперации. Их энергопотребление по сравнению со стандартными приводами снижено на 35%. Изначально эту технологию применяли для крупногабаритных скоростных лифтов с мощными приводами, поскольку они потребляют значительное количество электроэнергии и экономия в этом случае наиболее существенна в абсолютном выражении.
Сейчас такие системы используют и на не столь мощных приводах. Современные тенденции свидетельствуют в пользу дальнейшего оснащения этой системой всех видов приводов.
УДАР ПО ТОРМОЗАМ
Третья задача – устранение неприятных ощущений от перегрузок при ускорении, вызванных резким перепадом давления воздуха при ускорении кабины. Для ее решения в сверхскоростных лифтах применяются эксклюзивные (пока что) системы кондиционирования, контролирующие давление внутри кабины лифта и уменьшающие «декомпрессионный» дискомфорт при быстром перемещении по вертикали.
Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт», 2016 № 1–2, с. 14-15
Напоминаем, что приобрести печатную версию журнала можно в редакции по адресу:
г. Днепр, ул. Баррикадная, 15А, оф. 603, к. т. 097 593 02 31. Также возможно оформление подписки.