Несмотря на длительный конфликт между Россией и Украиной, лифтовая отрасль нашей страны остается связана многими нитями с российским лифтовым бизнесом. Что и неудивительно: долгое время и украинский, и российский лифтовые парки функционировали в едином пространстве советской экономики; соответственно распределялись производственные мощности, планирование и реализация запчастей, по одному стандарту осуществлялись ремонтные работы и по одним нормам обеспечивалась безопасность эксплуатации подъемников. Времена изменились, и теперь наши лифтовые отрасли разошлись в разные стороны. Тем менее, и с того, и с этого «берега» постоянно звучат оценки и комментарии. Долгое время российские лифтовики смотрели на Украину свысока, гордясь тем, что у них дела идут как бы получше. В самом деле, пока у нас только разговаривают о реформе нормативной базы по лифтам, в России ее уже провели. Сделано это было в порядке реализации государственной программы тотального промышленного импортозамещения, по задумке авторов которой все лифты на территории РФ должны быть только российского производства. Однако последствия такой реформы оказались далеко не столь позитивными, как о том заявлялось на помпезных конференциях и съездах, прежде всего, организации-монополиста, в директивном порядке объединяющей все отраслевые предприятия страны, Национального лифтового союза (НЛС).
Во-первых, оказалось, что даже в лифтовой продукции собственно российского производства около 30% комплектующих импортного происхождения. Даже лебедки россияне массово закупают за границей. Поэтому, как справедливо и, скорее всего, прозорливо заметил журналист «Лифт Эксперт» почти год назад, программу лифтового импортозамещения постигнет судьба известного обещания построить коммунизм к 1980 году.
А во-вторых – и это напрямую касается темы номера, который уважаемый читатель держит в своих руках, – изменения в нормативной базе касательно безопасной эксплуатации лифтов повлекли за собой не просто рост, а какой-то ненормально пугающий скачок вверх числа аварий с участием подъемного оборудования, в том числе, с человеческими жертвами.
Судите сами: на протяжении последнего десятилетия показатель аварий лифтов со смертельным исходом для пассажиров по России составлял округленно десять человек в год. Цифра сама по себе ужасающая, но стоит учесть, что за такой же период от внешних причин в России гибнет до 220 тысяч человек, из них от убийств — до 22 тысяч человек, от самоубийств — до 40 тысяч человек, в ДТП — до 26 тысяч, от отравления алкоголем — до 22 тысяч, в пожарах — до 15 тысяч, тонет при купании до 3 тысяч человек, погибают при обрушении зданий до 40, в техногенных катастрофах — до 4 тысяч, в чрезвычайных происшествиях природного характера — до 21, от травм на производстве — до 5 тысяч человек (данные по отраслям колеблются от 40 до 700).
Сезон катастроф
Но всю статистику спутал конец прошлого года, когда за два месяца «критический порог» в десять человеческих жизней был достигнут за рекордные два месяца. Еще тридцать человек в результате лифтовых неполадок на всю жизнь остались калеками. И окончательно добил лифтовое (и не только) сообщество РФ январь 2016: 14 числа случилась лифтовая трагедия в московском жилом комплексе «Алые паруса», где из-за технической неисправности и разлома кабины подъемника погибла тридцатишестилетняя Ирина Володина – дочь телеведущего Евгения Кочергина, мать двоих детей. Напомним, что «Алые паруса» является не просто жилым комплексом, но «элитным», стоимость квартир в котором внушительна даже для привыкших к жизни на широкую ногу москвичей. Соответственно и лифтовое оборудование в нем теоретически должно быть стопроцентно гарантировано от самых малых инцидентов, а не то что катастроф вроде вышеописанной. В самом деле, в комплексе было установлено оборудование от мирового лидера лифтостроения, компании Otis, поэтому казалось бы… Катастрофа в «Алых парусах» затмила собой еще один прискорбный факт: уже после нее в лифтах только в одной Москве погибло еще два человека! Это в столице России, где, согласно официальной статистике, только 6% пассажирских подъемников имеют истекший срок эксплуатации, а около 40% лифтов являются новыми, только недавно введенными в эксплуатацию (отметим в скобках, что, значит, вовсе не в пресловутом сроке в двадцать пять лет дело; подробности см. «Лифт Эксперт» 2015, № 8, стр. 14). Недавние прокурорские проверки показали: в отчетах столичных управляющих компаний лифты хороши и опрятны, а на деле они ломаются чуть ли не каждый день.
Во всем виноват Регламент?
А ведь сколько слов было сказано по поводу отмены «устаревших» ПУБЭЛ в 2013 году, сколько радости по поводу замены их на новейший Технический регламент! Теперь же энтузиазм поубавился. «Внезапно» оказалось, что новый Техрегламент носит не обязательный, а рекомендательный (!) характер. То есть мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации лифта – на усмотрение обслуживающего предприятия или владельца оборудования. «Прежде был единый государственный контроль, – возмущаются лифтовики, – а теперь что? Хочу – буду, не хочу – не буду…. Сама чудовищность ситуации в том, что люди погибают в двух метрах от своей квартиры. В своем собственном доме. С момента отмены этих правил количество увеличилось в разы. Если раньше было два-три официально зарегистрированных случая, сейчас их порядка двенадцати!». Кстати, нам тоже есть над чем задуматься. Так ли необходимо нам отменять действующие ныне в Украине ПУБЭЛ и заменять их на новые Правила? Не ухудшит ли это и без того сложную ситуацию в отечественном лифтовом хозяйстве. Обсуждение этого серьезного вопроса вы можете найти в журнале «Лифт Эксперт» 2015, № 3, стр. 19.
Надеясь на авось
Секреты «кухни» обслуживания лифтов в российских многоэтажных домах приоткрывают представители профильных предприятий. Так, директор компании «Гарант 2К» Василий Кривозубкин делится в интервью своей бедой: «Я могу сказать, сколько стоит техническое обслуживание одного лифта для таких, как я. Где-то в среднем от 8 до 10 тысяч рублей в месяц с одного лифта. А если подъездов много и домов у управляющей компании несколько, счет идет на десятки тысяч. Ради экономии, вместо ремонта изношенных узлов механики, бывает, блокируют сработавшие датчики, надеясь на авось. И пока никто не погиб, никакой ответственности за нарушение правил безопасности законом не предусмотрено».
Отметим, что в России, согласно закону, лифты состоят на балансе управляющих компаний.
Проверять их можно лишь раз в три года. Внеплановые проверки — только с разрешения… прокуратуры. И штрафы крайне редки. Для обслуживания лифтов нанимают подрядчиков. Конкурсы выигрывают те, кто дешевле продает свои услуги.
Алексей Захаров, вице-президент НЛС, утверждает, что «работы лифтовые объявляются в свободном доступе на электронных торгах. Критерий, который не позволяет непрофессионалу туда попасть, отсутствует. Там можно опускать цену до минимального предела». В данном случае дешево значит плохо. С началом прокурорских проверок в ряде московских высотных домов лифты просто поотключали: вероятно, до тех пор, пока шумиха не уляжется.
Проверки же явились следствием катастрофы в «Алых парусах» – нужно же как-то отреагировать! Вот Ростехнадзор (аналог нашего бывшего Госгорпромнадзора) объявил о начале тотальной проверки всех лифтовых предприятий в России, которых там насчитывается не одна тысяча.
Найти стрелочника
В лучших традициях российского правосудия был срочным образом найден «ответственный» за катастрофу в «Алых парусах», иными словами, «стрелочник». Естественно, на эту «должность» назначили электромеханика из обслуживающей лифты злополучного комплекса компании «Лифт Гарант» Алексей Белоусов. Несмотря на то, что причиной лифтовой катастрофы был, по мнению многих экспертов, скорее всего, небрежный монтаж лифтового оборудования, главное обвинение
Полностью материал вы можете прочитать в выпуске «Лифт Эксперт» 2016, № 1-2
Напоминаем, что приобрести журнал жители Украины могут по подписке либо напрямую в редакции, цена одного экземпляра составляет 65 грн.