Журнал Лифт Эксперт

Канатная дорога в Днепре

1

katako1Среди разного рода интересных и достойных внимания подъемных сооружений Украины канатная дорога в Днепре занимает далеко не последнее место. Пожалуй, не найдется ни одного старожила этого «не первого, но и не второго» города, который хотя бы раз да не прокатился на этом чуде подвесной техники, один конец которого расположен на крутом обрывистом берегу, а другойв пляжной зоне Монастырского острова. А вот молодежь, рожденная где-то в девяностых годах минувшего столетия, такими воспоминаниями похвастаться не может. Причина тому проста – вот уже одиннадцать лет днепровская «канатка» не работает, ее кабинки печально раскачиваются над волнами и крышами в ритме речного ветра. А ведь когда-то именно студенты Горного института рекламировали свое заведение слоганом:
Здесь рядом канатка,
Здесь рядом река –
Идите учиться на горняка!
Да, как видим, подвесная канатная дорога была для Днепра – тогда еще Днепропетровска – такой же визитной карточкой, как и амбициозный долгострой, гостиница «Парус» (кстати, в этой гостинице планировалось установить 27 лифтов разного назначения). Увы, гигантская гостиница, в которую так и не заехал ни один постоялец, превратилась в объект-призрак, который маячит над речной гладью и с которым никто не знает, что делать. Вот недавно пошел слух, что сооружение это будут «точечно» взрывать… Впрочем, наша тема – о другом, о подвесной дороге, которая тоже превратилась в призрак.
А ведь как все хорошо начиналось! В 1968 году, в самый разгар развитого социализма еще с человеческим лицом, руководство республики решило осчастливить жителей закрытого города, о котором во всем мире знали, что здесь совершенно секретно производят баллистические и прочие ракеты, необычным сооружением, которого не каждый населенный пункт удостаивался. В Киеве имелся знаменитый «фуникулер», но то столица, ей по статусу положено. Подвесные дороги были в Харькове и в Крыму. От себя заметим, что вообще сегодня в Украине насчитывается ровно шесть подвесных надземных канатных дорог: кроме нашей «героини», по одной в Харькове, Одессе и трина карпатских горных курортах.
И вот такую же дорогу – через Днепр на тогда еще Комсомольский остров – смонтировали в Днепропетровске. Решение оказалось крайне удачным: этот зеленый район города – любимое место отдыха горожан как нельзя лучше подходил для такого замечательного аттракциона. К тому же, «канатка» была весьма удобной для тех, кому нужно было попасть в нагорную часть: с помощью подвесной дороги можно было сразу же с островного пляжа туда и попасть, а не идти на противоположный конец довольно длинного острова, переходить по мосту на территорию парка имени Шевченко, оттуда подниматься до трамвайной остановки… словом, комфорт налицо. Что и говорить, популярностью в летний период «канатка» пользовалась огромной, а уж в выходные дни от посетителей так и вообще отбою не было – и на «материковом», и на «островном» ее конечных пунктах выстраивались длинные очереди желающих прокатиться. Те, кто посмелее, освоили способ ездить «зайцами»: такие храбрецы забирались на подходящую опору, дожидались подхода кабинки и запрыгивали в нее на ходу, благо кабинки на днепровской «канатке» открытые. Другие весельчаки рисковали здоровьем наоборот – ныряя из кабинок прямо с ходу в Днепр. В общем, народ развлекался, как мог.

Казалось, праздник будет длиться вечно, но все хорошее рано или поздно кончается. После распада Советского Союза канатка оказалась сиротой, то есть, на городском балансе, а городской баланс все время балансировал на грани срыва, так что за местным подвесным чудом как-то никто особо не ухаживал. Металлические детали сооружения (а других там вовсе нет) изнашивались, ржавели, кабинки скрипели на ходу, всё чаще останавливались в самый неподходящий момент, предоставляя возможность пассажирам флегматично качаться над водой, размышляя о смысле жизни или просто нервно куря. Цены на билеты, тем временем, становились всё выше. Словом, с «канаткой» в Днепре нужно было что-то решать, но что именно, никто не знал. Сооружение несколько раз закрывали на капитальный ремонт, каждый из которых тянулся месяцами, а то и годами – то есть, дорога на начало 2000-х больше простаивала, чем работала.
Наконец, когда всем уже стало совершенно ясно, что государство в лице города Днепропетровска неспособно обеспечить ни нормальную работу дороги, ни безопасность ее пользователей, нашелся-таки покупатель – точнее, не покупатель, а арендатор, но в данном случае это неважно. Важно то, что у «канатки»-таки появился хозяин, ООО «Городская инвестиционная группа». На этом можно было бы и поставить точку, но не тут-то было. Арендатор запросил из горбюджета 1 миллион гривен на нужды объекта, поскольку, по словам директора «Городской инвестиционной группы» Александра Жукова, «предприятие провело огромную работу по ремонту канатной дороги». Городские власти предсказуемо отказали. В результате объект остановили, закрыли и законсервировали. Да так, что уже сложно и дорогу найти к «конечной остановке» на материке.
Случилось это в 2005 году, и с тех пор днепровская канатная дорога бездействует, подвергаясь постепенному разрушению.

kanatko3
Корреспондент «Лифт Эксперт» совершил короткую вылазку на объект, чтобы читатель мог составить себе представление о том, что собой представляет «канатка» в Днепре и в каком состоянии она находится сегодня (фотографии «материковой станции» декабря 2016 г., то есть, через одиннадцать лет простоя). Заржавевшее оборудование, расписанные граффити стены, мусор, хаос, запустение…
Понятно, что безопасность пассажиров прежде всего, и на таком полуразрушенном транспорте ездить совершенно недопустимо. Хотя, с другой стороны, грузины пользуются еще более «разбитой» «канаткой» в городе Чиатура: подробности см. «Лифт Эксперт» 2013, № 11, с. 28–29.
Подвесная дорога в Чиатура является второй по длине в мире, на первом месте – дорога в Швеции, но грузинский объект изначально предназначен не для отдыха и развлечений, а для доставки рабочих на марганцевые карьеры и обратно.
А вот «канатка» в Харькове, в парке имени Горького, пока что функционирует. Правда, не сказать, чтобы нормально: недавно в результате технической неисправности она остановилась на высоте до 20 метров с пассажирами в кабинках.
К месту происшествия были направлены подразделения спасателей. Людей снимали с помощью раздвижной пожарной лестницы. Только к одной кабинке из-за сложного рельефа местности лестницу приставить не удалось. Пришлось прибегнуть к другим методам: вызвали группу верхолазов, которые с помощью специального альпинистского снаряжения и спустили злополучных посетителей харьковского парка с высоты на грешную землю.
Так, может быть, лучше пусть канатная дорога в Днепре стоит законсервированной, чем такие приключения?
Думаем, что все-таки нет. Ведь в последнее время город получил как бы второе дыхание – прежде всего, местные власти энергично взялись за модернизацию его инфраструктуры. А канатная дорога – как-никак, визитка Днепра! Неужели в списке мероприятий по реанимации знаковых для города объектов (метро, ряд путепроводов) «канатке» не найдется места? Хочется надеяться, что в самом ближайшем будущем ее печальный образ измениться на привычный горожанам силуэт неспешно проезжающих над набережной и рекой разноцветных кабинок, а подвесной транспорт не только в Днепре, но во всей Украине обретет новую – теперь уже на качественно новом техническом уровне – жизнь.

Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт» № 42.

kanatko2

katako5

kanatko4

katako7