Журнал Лифт Эксперт

Экономить, экономить и еще раз экономить

1

diodsПожалуй, такой девиз должно усвоить себе отечественное лифтовое хозяйство в наши дни тотального подорожания и роста цен, особенно на электроэнергию.

Наш журнал уже неоднократно обращался к теме экономии энергии в лифтовом хозяйстве Украины. К сожалению, следует отметить, что в нашей стране пока что наблюдается пассивное участие граждан в проектах, направленных на решение вышеуказанной проблемы. И обусловлено это обстоятельство даже не столько отсутствием необходимых финансовых средств, сколько незаинтересованностью некоторых лиц. Да и далеко не все владельцы лифтов (в том числе, руководители ОСМД) знают о перспективах и преимуществах использования новых технических решений, призванных сократить энергетические расходы.

ПОЖИРАТЕЛИ ЭНЕРГИИ
Городское лифтовое хозяйство — это отрасль с повышенной энергоемкостью, поскольку ежегодный расход электроэнергии при эксплуатации лифтового оборудования составляет около 2 млрд. кВт/ч. В связи с этим, внедрение новейших энергосберегающих технологий при модернизации лифтового оборудования становится не просто актуальной, а жизненно необходимой задачей.
Лифт, как прекрасно известно, является самым крупным и самым энергозатратным элементом технического оснащения подъезда любого многоэтажного здания. Это достаточно сложная системой, которая потребляет энергию не только во время движения, но даже в то время, когда лифтом никто не пользуется и он находится в режиме ожидания. Чем больше модернизирована и усовершенствована модель подъемника, тем больше энергии ей необходимо: для осветительных приборов, для сигнализационных устройств, для приборов связи и наблюдения, для системы вентиляции и так далее. В итоге – эксплуатация каждого отдельно взятого лифта обходится его владельцу в неплохую «копеечку», которая в прямом смысле этого слова улетает на ветер, точнее – в вентиляционные отводы. А в масштабах целой страны подобная энергоёмкость лифтового оборудования превращается в самую настоящую проблему. Решить ее — не полностью, но во всяком случае, в большой степени — помогает энергосберегающее лифтовое оборудование.

РАСЧЕТЫ ОПТИМИЗАЦИИ
Подсчитано, что энергосберегающие лифты позволяют экономить на электроэнергии от 20 до 60% затрат. Конкретные данные зависят от типа, модели технологического устройства. Достигается экономия за счет применения в конструкции лифтов безредукторных приводов, частотных преобразователей, силовых линий, предохранителей более низкой мощности.
Также важной составляющей энергосбережения является оснащение подъемной машины устройствами регенерации. Их функционирование гарантирует до 20% экономии электроэнергии. Работает система следующим образом: высвобождаемая в момент торможения лифтовой кабины энергия, благодаря безредукторному приводу, преобразуется в электрический ток. Последний используется для питания подъемной системы.
ecodiskРяд производителей лифтового оборудования используют в целях экономии также двери с синхронным магнитным двигателем, высокоэффективные планетарные редукторы. Кроме этого, современные подъемные машины оснащаются интеллектуальными системами контроля. Последние позволяют автоматически отключать привод во время так называемого рабочего простоя кабины (когда лифт для перевозки пассажиров или грузов не используется). Системы контроля обеспечивают при необходимости и максимально быстрое начало работы оборудования — энергосберегающие лифты запускаются в течение нескольких секунд. Пробный цикл работы при этом не проводится. Некоторые разработчики оснащают лифтовое оборудование специальным регулятором скорости, который отвечает за питание односкоростного двигателя главного привода (лебедки). Подобная мера поможет снизить потребление электричества примерно на 34%.
На энергосбережение в лифтах работают и вспомогательные технологии. Касаются таковые, в основном, оснащения кабины. Люминесцентное и галогенное освещение заменяется светодиодным. Инновационные осветительные приборы имеют существенно больший срок службы, нетребовательны к условиям эксплуатации, по эффективности намного превосходят предшественников. При этом светодиодные светильники потребляют мало энергии (например, оптимальное освещение кабины грузоподъемностью 630 кг требует всего 18 Вт).

В ЧЕМ ВЫГОДА?
Основное преимущество энергосберегающих технологий в секторе лифтового сервиса понятно. Однако им внедрение таковых не ограничивается. Энергосберегающие технологии в лифтах имеют ряд так называемых «побочных» преимуществ. Современные преобразователи частоты обеспечивают плавность переходных процессов в сложной лифтовой механике. Это, в свою очередь, работает на увеличение эксплуатационного срока службы отдельных механизмов и узлов. В конечном итоге применение энергосберегающих технологий снижает затраты на техническое обслуживание подъемных систем. Эффект получил название «двойной экономии».
Лифтовые элементы (редукторы, электродвигатели, канаты, тормоза и канатоведущие шкивы), ранее нуждавшиеся в замене раз в десять или пять (в зависимости от модели) лет, сегодня могут служить втрое дольше. Односкоростные двигатели, в отличие от своих двухскоростных предшественников, имеют меньшие вес, размер, стоимость. Кроме того, оборудование отличается существенно большей плавностью разгона-торможения кабины. В практическом пользовательском аспекте это позволяет повысить комфортность лифта за счет снижения шумовых и вибрационных эффектов. Масса лебедки подъемной машины значительно уменьшается за счет отсутствия маховика. В два-три раза экономить энергию позволяет снижение пусковых токов двигателя. Последний за счет этого меньше нагревается, дольше изнашивается.
Помимо своей основной функции — сбережения энергии — внедрение подобных технологий дает и ряд «побочных» преимуществ. Благодаря современным преобразователям частоты достигается плавность переходных процессов в лифтовой механике, что в свою очередь способствует увеличению срока эксплуатации отдельных узловых элементов и механизмов. Это ведет к снижению затрат на техническое обслуживание.
Так, в лифтовом оборудовании элементы, которые раньше нужно было заменять раз в пять-десять лет, в современных моделях могут прослужить до двадцати пяти лет (речь идет о редукторах, электродвигателе, канатах, тормозах и канатоведущем шкиве).
Односкоростной электродвигатель, в отличие от своего предшественника — двухскоростного электрического двигателя, не только имеет меньшие размеры и вес, но и стоит значительно дешевле. К тому же, такое оборудование отличается большей плавностью разгона и торможения кабины, а это означает меньше шумовых эффектов и вибраций, что в целом делает поездку в лифте более комфортной.
Из-за отсутствия маховика значительно уменьшается масса лифтовой лебедки. Снижение пусковых токов в двигателе в два-три раза экономит электроэнергию при пуске кабины и способствует понижению температуры нагрева двигателя, что в свою очередь повышает его ресурс работы.
И в результате, хотя цена на энергосберегающие лифты несколько выше, чем на «обыкновенные», их срок окупаемости значительно меньше. Но главное, помимо вышеописанных достоинств такие лифты не просто экономят энергию, а еще и возвращают ее в систему энергосбережения здания.
cover LE 39 2016Единственным, на первый взгляд, недостатком энергосберегающих лифтов кажется их цена. Она является несколько более высокой, чем на стандартные подъемные системы. Но если учесть срок окупаемости лифтового оборудования, увеличение его рабочего ресурса и эффективность работы в общей системе энергосбережения здания, платить, безусловно, есть за что.

Источник статьи: «Лифт Эксперт» 2016, № 3 (39).

Напоминаем, что подписаться на журнал можно по контактам редакции.