Наверное, нет другого такого механизма, о котором существовало столько же легенд и мифов, как лифт. Что тому причиной – остается лишь гадать. Может, то обстоятельство, что все работающие детали скрыты от глаз обычного человека, который остается один на один с кабиной и панелью управления, полностью во власти техники? Согласитесь, здесь широкое поле деятельности для психологов и даже психиатров!
Но мы не станем сейчас останавливаться на теме расхожих обывательских фобий, относящихся к лифтовому оборудованию, желающих отсылаем на наш веб-сайт, где мы неоднократно касались этих вопросов. Нас интересует другой случай – когда откровенная дезинформация о лифтах циркулирует не на уровне слухов, а публикуется в средствах массовой информации, если и не авторитетных, то, во всяком случае, имеющих большую аудиторию читателей. Эти «лифтовые мифы» не просто ретранслируются – они генерируются и запускаются в массовое сознание. С какой целью? Кто стоит за этим? Кому, как говорится, выгодно?
Вопросы риторические. Ответы на них могут быть в диапазоне от «информационное хулиганство» до «негласная политика конкурентов» и вообще «всемирный заговор», проверить же их невозможно. Но вполне возможно проанализировать и понять саму тенденцию появления и распространения подобного рода информации и сделать соответствующие выводы.
Прекрасной иллюстрацией к вышесказанному является статья под хлестким названием «Лифты-убийцы», опубликованная этим летом на сайте «Багнет».
Ее автор поставил перед собой задачу изобразить состояние лифтового хозяйства Украины в самом мрачном свете, напугать читателя, заставив его (цитируем) «десять раз подумать, прежде чем сесть в лифт». Прочитаешь, и волосы дыбом становятся! Статья пересыпана фразами типа «украинцы гибнут в лифтах в основном по одному», «ежегодно в украинских лифтах гибнут и калечатся люди», «потенциальные лифты-убийцы» и т. п. Особенно громко звучит заявление «статистикой аварий, в которых погибли или остались калеками один или несколько человек, достоверно никто не владеет».
Далее автор предлагает своеобразный рейтинг регионов, где наибольшее количество таких «смертельно опасных» для перевозки пассажиров лифтов. На первом месте оказывается Луганская область, потом следуют Закарпатская, Черкасская, Херсонская и Донецкая. Под «смертельно опасными» здесь подразумеваются лифты, исчерпавшие стандартный 25-летний срок своей эксплуатации (в Украине, согласно статистике, такого оборудования около 42 тысяч единиц, естественно, со временем это число увеличивается). Читателя однозначно подталкивают к выводу: лифтовое хозяйство Украины рухнуло, находится в нерабочем и опасном для жизни человека состоянии, никакого выхода из ситуации нет, «не известно, когда закончится этот кошмар»… Остается только в очередной раз посыпать голову пеплом.
Во всяком случае, что еще остается делать читателю, далекому от лифтовой темы? Дадим совет: меньше верить «страшилкам», искать более авторитетные источники информации, чем «информационный» ресурс «Багнет».
Например, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям. Наш журнал неоднократно обращался к этой структуре с официальными запросами, в том числе и касательно вопроса аварий в лифтовом хозяйстве, повлекшими человеческие жертвы. И вопреки утверждению автора цитируемой статьи, такая статистика была нам предоставлена, и вполне достоверная. Вопреки утверждению интернет-СМИ, будто пассажиры украинских лифтов «гибнут и калечатся», за 2012 год произошел лишь один случай смерти пассажира лифта. Но произошло это, во-первых, по причине пожара в здании, а во-вторых, в специфическом заведении – киевском центре эндокринологии и обмена веществ (то есть, нежилом строении). Подробнее об этой ситуации см. «Лифт Эксперт», 2013, № 6.
Сетевые журналисты, наверное, полагают, что лифт, исчерпавший срок эксплуатации, уже никуда не годен и автоматически становится «ловушкой для несчастных». Данные экспертиз, которые устанавливают степень безопасности лифтового оборудования, конечно же, не в счет. Но все-таки стоит отметить тот факт, что любой лифт, не соответствующий нормам безопасности, после экспертизы останавливается и не эксплуатируется. Нормы же эти достаточно жесткие для того, чтобы гарантировать безопасность жизни и здоровья пассажиров (лифт, как известно, самый безопасный из всех транспортных механизмов – см. «Лифт Эксперт» 2012, № 3).
К слову сказать, вопрос ремонта, модернизации и замены лифтового оборудования, отслужившего свой срок, не является приоритетом Украины: он общий для всех европейских стран, от Болгарии начиная (см. «Лифт Эксперт», 2013, № 6) и Францией заканчивая (65% лифтов, «отслуживших» свой срок). Даже в технически идеальной Германии свыше половины лифтового парка требует модернизации и замены. Но почему-то не слышно возгласов о «смертельной опасности», наоборот, эти страны ставятся Украине в пример…
Существует и другая, не столь прямолинейная технология внедрения дезинформации, обвинения лифтовых предприятий в «коррупционных схемах», которые они якобы проворачивают вместе с местными властями. Из таких сообщений – «расследование» запорожским изданием «Суббота плюс» факта пополнения лифтового парка Запорожья новыми пассажирскими лифтами испанского производства. «Ударным козырем» издания стала цифра 10 миллионов гривен, выделенных на их закупку. Мол, такие средства и на что? Увы, журналисты в спешке «разоблачения» даже не удосужились ознакомиться с ценами на рынке лифтового оборудования и услуг.
Полностью статью «Мифы о катастрофе лифтового хозяйства Украины» вы можете прочитать в журнале «Лифт Эксперт» № 8 за 2013 год (с. 24). Номер можно приобрести в редакции, связавшись с нами по телефону (056) 787-05-28.
Напоминаем, что оформить подписку на оставшиеся месяцы 2014 года и на следующий 2015 год можно, пройдя по ссылке.
Читайте «Лифт Эксперт» — самый объективный источник информации о лифтовой технике и подъемном оборудовании.