Вряд ли кто-нибудь из профессионалов лифтовой сферы Украины мог представить себе ситуацию, когда один из промышленных регионов нашей страны, с развитым и довольно масштабным лифтовым хозяйством, охватит самая настоящая война.
Война без преувеличения – со всеми присущими ей «прелестями»: артобстрелами, перестрелками, разрушением зданий и сооружений, прекращением любой деятельности, кроме мародерской и, конечно, остановкой лифтов в многоэтажных домах.
Поэтому вопрос, как отразилась война на Востоке Украины на лифтовой отрасли этого региона и вообще всей страны, можно сходу отбросить, как глупый – как может отразиться война? Плохо, негативно, деструктивно… ряд при желании можно продолжить. Намного сложнее дать ответ на другой вопрос: как удается выживать лифтовикам на территории, захваченной террористами; и не только выживать, но и пытаться как-то обеспечивать работу еще действующего подъемного оборудования? Да и остались ли там еще организации и предприятия, занимающиеся обслуживанием этой техники?
Редакция «Лифт Эксперт» предприняла попытку сделать предварительный анализ ситуации на Востоке с точки зрения лифтовой отрасли. Предварительный – потому что война все еще далека от завершения. Несмотря на регулярно объявляемые украинской стороной (и так же регулярно нарушаемые боевиками) перемирия, ни о каком, пусть даже самом хрупком мире, в зоне АТО говорить не приходится.
СТАДИЯ 1. ИНЕРЦИЯ
Прежде всего, внимание привлекает к себе самый крупный город региона – Донецк. Именно в Донецкой области до войны было сосредоточено большое количество подъемной техники – 9,8 тысяч единиц. Правда, 6,5 тысяч из них официально признавалась «устаревшей», но все же, благодаря усилиям лифтовиков, исправно функционировала и поддерживалась в исправном состоянии.
Война внесла свои коррективы. На момент, когда готовится этот материал, согласно данным коммунальных служб областного центра, в результате боевых действий повреждено (читай – разрушено) 319 многоквартирных домов, из них 202 дома коммунальной собственности. В 145 зданиях повреждены основные конструктивы, повреждено 7125 квадратных метров кровли жилых домов и нарушено остекление площадью более 12 тыс. квадратных метров.
Нет сомнений, что эти цифры значительно занижены: и по причине того, что проходящие в городской черте боевые действия не дают возможности выполнить сбор информации в полном объеме, и из-за того, что официальная статистика вообще склонна занижать негатив.
Отметим, что многоквартирные жилые здания – это многоэтажные здания, по умолчанию оснащенные лифтами. Поэтому, говоря об их повреждениях и разрушениях, можно составить для себя картину вышедшей из строя или остановленной лифтовой техники. Впрочем, даже работающий лифт в районе боевых действий представляет большую опасность для пассажиров: слишком велик риск остановки, блокирования и прочих крайне неприятных моментов. На оперативную же помощь механиков в таком случае, по вполне понятным причинам, рассчитывать не приходится.
Но и в тех районах города, которые удалены от зоны обстрелов, лифтовая техника функционирует не в полную силу – из-за нерегулярной подачи электроэнергии многие лифты включаются «по графику», на несколько часов в сутки, а ночью, понятное дело, они выключаются вообще. По ночам в оккупированной боевиками зоне лучше не ездить, ни на лифте, ни каким другим образом – «комендантский час».
Необходимо отметить, что коммунальные службы Донецка, в том числе, и лифтовые предприятия, оставшиеся с «мирного времени», стараются поддерживать более-менее нормальную работу городского ЖКХ – насколько это возможно. Такое впечатление, что система пока продолжает работать по инерции, снижая свою, и без того не очень высокую, эффективность, но постепенно. В условия фактического отсутствия проплат от населения за коммунальные услуги, даже эта инерция достойна удивления. Во всякому случае, Донецк не погрузился в хаос: дороги очищаются от снега, общественный транспорт ходит, мусор вывозится, поврежденные линии электропередач, водопровода, газовой системы восстанавливаются.
Однако управление всем этим громоздким комплексом фактически отсутствует. Непонятно, кто должен управлять? Ведь так называемая «ДНР» так и не удосужилась озаботиться созданием какого-либо органа, контролирующего хозяйственную жизнь захваченной боевиками территории, а все украинские органы власти и бюджетные организации, согласно Приказа Президента Украины № 405/2014 должны покинуть Донецк. Но многие сотрудники исполкома городского совета и районных исполкомов уже уволились и без указаний сверху – заявления пишут целыми управлениями. Полугодичные задолженности по зарплате, разумеется, остаются задолженностями. Всех интересует вопрос – где взять деньги? И хотя, согласно распоряжениям Кабинета Министров, руководители государственных предприятий должны переместить свои организации из зоны АТО «в населенные пункты, на территории которых органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме» и «эвакуировать работников (по их согласию), имущество и документы». Но ни один документ не указывает, каким образом госслужащие и работники бюджетных и коммунальных предприятий должны быть трудоустроены на новых местах, вообще, будут ли востребованы там их услуги?
Само собой, в подобной ситуации многие пытаются поменять род деятельности или дождаться «приглашения» со стороны «ДНР», не срываясь с насиженных мест, но проблема зарплат остается открытой.
От отсутствия финансов страдают не только чиновники и бюджетники. Денег в «республиках», грубо говоря, нет вообще – следовательно, нет и коммунальных платежей. Легальные финансовые потоки из Украины в «зону» перекрыты; из России кроме «гуманитарных» конвоев с солью, оружием и гробами для «отпускников», разумеется, помощи нет. Большинство промышленных и добывающих предприятий и без войны угасавшего Донбасса давно прекратили свою работу; заморожены все социальные выплаты. Полностью парализована банковская система – отключены последние уцелевшие от героических «ополченцев» банкоматы. С 1 декабря 2014 г. исчезла возможность расплачиваться кредитными карточками в магазинах. А наличные деньги если и завозятся, то, разумеется, контрабандой, что обеспечивает «заоблачный» курс любой валюты на местном черном рынке.
До лифтов ли в такой ситуации? О капремонтах, модернизации, а тем более, замене подъемного оборудования и говорить смешно – запчасти, если и завозятся «с украинского материка», то «вкруговую»: через российскую границу. Об оперативности такой «доставки» говорить не приходится.
СТАДИЯ 2. ПОЧТИ КАТАСТРОФА
Впрочем, в этом отношении Донецк выглядит неплохо, особенно, если сравнить состояние его лифтового хозяйства со «столицей» другой непризнанной «республики», Луганском. В Луганской области на начало этого года насчитывалось 3,8 тысяч лифтовых единиц, преимущественно «советского наследия», львиная доля которого приходится на областной центр. Увы, возжелавший «воссоединения с Россией», Луганск очень быстро впал в предкатастрофическое состояние: почти полностью лишенный подачи электроэнергии, город не был в состоянии поддерживать свои лифты. И только 2 декабря случилось чудо: как сообщил городской совет, «после продолжительного перерыва» в Луганске был пущен в работу первый лифт. «Запуск лифтового хозяйства многоквартирных домов будет продолжен, – оптимистически заверяет директор Департамента обеспечения жизнедеятельности города Игорь Гайдаш. – Поставлена задача начать поэтапный ввод в работу лифтов в Луганске. Мы нашли понимание у руководства электросетей, и они готовы предоставить для этих целей дополнительное напряжение. Работы начаты с южных кварталов, где сконцентрировано максимальное количество жилых домов, оборудованных лифтами, и постепенно мы охватим всю территорию города». Что ж, хорошая новость. Хочется надеяться, что Луганский горсовет «постепенно» найдет не только «дополнительное напряжение», но и средства для финансирования обслуживающих лифты местных предприятий, которые с конца весны сидят на голодном пайке, а некоторые вообще прекратили работу.
СТАДИЯ 3. РАЗГРОМ
А вот многострадальной Горловке (о лифтовом хозяйстве которой, кстати, мы неоднократно писали – в основном, в связи со скандалами вокруг задолженностей населения и отключения подъемников непонятно кем) повезло меньше; там не нашлось своего Гайдаша. Конечно, Горловка вот уже несколько месяцев является передним краем «гибридной» войны: все оборудование, которое можно вывести из строя, там уже благополучно сломано и вывезено в направлении одной «братской» соседней страны.
Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт» 2014, № 7, стр. 4-7