Закрыть нелегальные пункты приема краденого коммунального оборудования, а легальных «металлистов» поставить под жесткий контроль. В этом многие заинтересованные лица видят эффективный путь решения проблемы лифтовых краж и вандализма. Ведь воровство и скупка краденого – две стороны одной медали, и одно никогда не бывает без другого.
Укради у себя сам
Зададимся простым вопросом: куда девается краденое лифтовое оборудование? Все эти тормозные катушки, обрезанные канаты, запчасти, узлы, механизмы – ведь где-то они сбываются? Ответ на этот вопрос, как ни странно, лежит на поверхности и, в общем-то, не представляет секрета ни для кого: речь идет о пунктах приема металлолома, как «легальных», так и нет. А поскольку в большинстве своем пункты эти представляют второй вариант, то особой щепетильности по поводу принимаемого от населения «продукта» не испытывают. Население и радо: деньги не пахнут, а сиюминутная выгода (по принципу «украл – выпил») перетягивает на весах сумеречного сознания долгосрочную перспективу: ведь крадут-то, в конечном счете, у самих себя.
Увы, означенная ситуация характерна не только для лифтовой сферы. Любая часть коммунального имущества, которая «плохо лежит», тут же «прихватизируется». О чем говорить, если даже молодые деревца, посаженные на улице с целью озеленения городского района, наутро исчезают чуть менее, чем полностью!
Так что лифты – это всего лишь вершина пирамиды, основание которой – нечистая совесть.
Разумеется, не было бы спроса, не было б и предложения, во всяком случае, не такого масштабного. Но спрос на цветные металлы (как, впрочем, и на черные) с каждым годом только возрастает и приемщики «лома» не сидят без дела. К чему приводит подобного рода деятельность, можно судить по печальной судьбе проводных систем диспетчеризации лифтов, которыми до эпохи развитого капитализма в Украине была оснащена большая часть городских лифтов. Кабели были безжалостно вырезаны, что называется, на корню, благо, электрическое напряжение в них минимальное, и благополучно отправились на пункты приема. От ущерба, нанесенного лифтовому парку в те «лихие девяностые», отрасль не может оправится по сей день: до сих пор целые области в стране не имеют ни одного (!) лифта, оборудованного системой диспетчерской связи, хотя норматив однозначно требует ее наличия в обязательном порядке (подробности см. в «Лифт Эксперт» 2013, № 11).
Коммунальные предприятия хватаются за голову: счет убытков по причине краж идет уже на сотни тысяч гривен. Воруют металлические ограждения, канализационные люки (это классика), надземные и подземные кабели, режут трубы… Да что там деньги, ведь в открытый люк можно упасть, въехать колесом автомобиля, схватиться за обрезанный и брошенный провод, который вполне может быть под высоким напряжением и так далее! Но пункты приема как работали, так и работают, и нет, кажется, на них никакой управы. А в районах, где «правит бал» настоящий криминалитет – в так называемых «республиках» на Донбассе – подобного рода промысел вообще является основным источником заработка обнищавших граждан, которые имеют всего лишь два выхода: воровать у самих себя «железо» или идти на убой в оккупационные «войска». Из последних новостей доносится, что там вроде бы прием металлолома таки запрещен, но вряд ли этот запрет будет иметь какие-то реальные последствия.
Инициатива наказуема
В «континентальной» же Украине первыми вопрос запрета подняли коммунальные предприятия. Ведь отследить путь краденого не так уж сложно. Увы, их возможности повлиять на ситуацию весьма ограничены: написать заявления в милицию и в налоговую инспекцию.
«Мы регулярно пишем заявления на тот или иной пункт приема металла, – делится своим опытом начальник одного из днепропетровских коммунальных предприятий, просивший не называть его фамилию, – но последствий эти заявления никогда никаких не имеют. Еще ни одни пункт не был закрыт. Мы обращались по этому поводу напрямую в областное УМВД, нам ответили, что все такие криминальные места им известны, оперативная информация собрана. Но опять же – никаких действий не предпринимается. Никто даже не оштрафован!». Кстати, максимальный штраф, который может быть наложен на пункт приема металлолома за прием краденого, на сегодняшний день составляет аж целых 1700 гривен.
Да и сами приемщики не так просты. Никто из них не рискнет принять целую лифтовую запчасть (вариант – водопроводный люк). Хочешь сдать краденое – вот тебе кувалда, дроби на мелкие фрагменты, примем с удовольствием!
Наши коллеги-журналисты из Харькова попытались провести эксперимент.
Взяв напрокат в лифтовой организации тормозную катушку, они отправились в ближайший «приемник» сдавать ее «на лом». Правда, при этом они хотели заручиться поддержкой милиции, чтобы поймать скупщиков на горячем. К сожалению, в РОВД их ожидал холодный душ.
Полностью материал вы можете прочитать в журнале «Лифт Эксперт» 2015, № 9, с. 13-14