Российские СМИ полны панических сообщений: с начала 2015 года из-за аварий на лифтах в стране погибло более десяти человек. Еще тридцать в результате лифтовых неполадок на всю жизнь остались калеками. А последнее дело – катастрофа в элитном жилом комплексе «Алые паруса» в Москве – просто взорвало общественность. Ростехнадзор объявил о начале тотальной проверки всех лифтовых предприятий в России, которых там насчитывается не одна тысяча.
Ведь бодрые рапорты «наверх» об «идеальном» состоянии лифтового хозяйства страны, мягко говоря, не соответствуют реальности. И ладно бы речь шла о старых подъемниках: нет, по статистике, в одной Москве около 40% лифтов являются новыми, только недавно введенными в эксплуатацию.
Российские эксперты грешат на новый Технический регламент, введенный в лифтовой отрасли РФ вместо старых, еще советских нормативов. Оказывается, новый регламент не носит обязательного для исполнения обслуживающими компаниями характера. «Что это такое? – возмущается гендиректор Федерации лифтовых предприятий Сергей Прокофьев. – Хочу выполняю, не хочу не выполняю. Сама чудовищность ситуации в том, что люди погибают в двух метрах от своей квартиры. В своем собственном доме. С момента отмены этих правил количество смертей увеличилось в разы. Если раньше (то есть до отмены старых правил) было 2–3 официально зарегистрированных случая такого рода, то сейчас их порядка 12».
Ясно одно: состояние лифтового сектора далеко не так блестяще, как о том можно подумать, ознакомившись с отчетными выступлениями на Съезде лифтовиков, который прошел под эгидой монополиста – Национального лифтового союза – в апреле прошлого года. Еще тогда независимые эксперты диагностировали ситуацию в лифтовой сфере как «тревожную».
А сегодня уже вполне можно говорить и о катастрофичности этой ситуации. Без всякого преувеличения.