A+ A A-
1

алые парусаНесмотря на длительный конфликт между Россией и Украиной, лифтовая отрасль нашей страны остается связана многими нитями с российским лифтовым бизнесом. Что и неудивительно: долгое время и украинский, и российский лифтовые парки функционировали в едином пространстве советской экономики; соответственно распределялись производственные мощности, планирование и реализация запчастей, по одному стандарту осуществлялись ремонтные работы и по одним нормам обеспечивалась безопасность эксплуатации подъемников. Времена изменились, и теперь наши лифтовые отрасли разошлись в разные стороны. Тем менее, и с того, и с этого «берега» постоянно звучат оценки и комментарии. Долгое время российские лифтовики смотрели на Украину свысока, гордясь тем, что у них дела идут как бы получше. В самом деле, пока у нас только разговаривают о реформе нормативной базы по лифтам, в России ее уже провели. Сделано это было в порядке реализации государственной программы тотального промышленного импортозамещения, по задумке авторов которой все лифты на территории РФ должны быть только российского производства. Однако последствия такой реформы оказались далеко не столь позитивными, как о том заявлялось на помпезных конференциях и съездах, прежде всего, организации-монополиста, в директивном порядке объединяющей все отраслевые предприятия страны, Национального лифтового союза (НЛС).
Во-первых, оказалось, что даже в лифтовой продукции собственно российского производства около 30% комплектующих импортного происхождения. Даже лебедки россияне массово закупают за границей. Поэтому, как справедливо и, скорее всего, прозорливо заметил журналист «Лифт Эксперт» почти год назад, программу лифтового импортозамещения постигнет судьба известного обещания построить коммунизм к 1980 году.
А во-вторыхи это напрямую касается темы номера, который уважаемый читатель держит в своих руках, – изменения в нормативной базе касательно безопасной эксплуатации лифтов повлекли за собой не просто рост, а какой-то ненормально пугающий скачок вверх числа аварий с участием подъемного оборудования, в том числе, с человеческими жертвами.
Судите сами: на протяжении последнего десятилетия показатель аварий лифтов со смертельным исходом для пассажиров по России составлял округленно десять человек в год. Цифра сама по себе ужасающая, но стоит учесть, что за такой же период от внешних причин в России гибнет до 220 тысяч человек, из них от убийств — до 22 тысяч человек, от самоубийств — до 40 тысяч человек, в ДТП — до 26 тысяч, от отравления алкоголем — до 22 тысяч, в пожарах — до 15 тысяч, тонет при купании до 3 тысяч человек, погибают при обрушении зданий до 40, в техногенных катастрофах — до 4 тысяч, в чрезвычайных происшествиях природного характера — до 21, от травм на производстве — до 5 тысяч человек (данные по отраслям колеблются от 40 до 700).

Сезон катастроф
Но всю статистику спутал конец прошлого года, когда за два месяца «критический порог» в десять человеческих жизней был достигнут за рекордные два месяца. Еще тридцать человек в результате лифтовых неполадок на всю жизнь остались калеками. И окончательно добил лифтовое (и не только) сообщество РФ январь 2016: 14 числа случилась лифтовая трагедия в московском жилом комплексе «Алые паруса», где из-за технической неисправности и разлома кабины подъемника погибла тридцатишестилетняя Ирина Володина – дочь телеведущего Евгения Кочергина, мать двоих детей. Напомним, что «Алые паруса» является не просто жилым комплексом, но «элитным», стоимость квартир в котором внушительна даже для привыкших к жизни на широкую ногу москвичей. Соответственно и лифтовое оборудование в нем теоретически должно быть стопроцентно гарантировано от самых малых инцидентов, а не то что катастроф вроде вышеописанной. В самом деле, в комплексе было установлено оборудование от мирового лидера лифтостроения, компании Otis, поэтому казалось бы… Катастрофа в «Алых парусах» затмила собой еще один прискорбный факт: уже после нее в лифтах только в одной Москве погибло еще два человека! Это в столице России, где, согласно официальной статистике, только 6% пассажирских подъемников имеют истекший срок эксплуатации, а около 40% лифтов являются новыми, только недавно введенными в эксплуатацию (отметим в скобках, что, значит, вовсе не в пресловутом сроке в двадцать пять лет дело; подробности см. «Лифт Эксперт» 2015, № 8, стр. 14). Недавние прокурорские проверки показали: в отчетах столичных управляющих компаний лифты хороши и опрятны, а на деле они ломаются чуть ли не каждый день.

Во всем виноват Регламент?
А ведь сколько слов было сказано по поводу отмены «устаревших» ПУБЭЛ в 2013 году, сколько радости по поводу замены их на новейший Технический регламент! Теперь же энтузиазм поубавился. «Внезапно» оказалось, что новый Техрегламент носит не обязательный, а рекомендательный (!) характер. То есть мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации лифта – на усмотрение обслуживающего предприятия или владельца оборудования. «Прежде был единый государственный контроль, – возмущаются лифтовики, – а теперь что? Хочу – буду, не хочуне буду…. Сама чудовищность ситуации в том, что люди погибают в двух метрах от своей квартиры. В своем собственном доме. С момента отмены этих правил количество увеличилось в разы. Если раньше было два-три официально зарегистрированных случая, сейчас их порядка двенадцати!». Кстати, нам тоже есть над чем задуматься. Так ли необходимо нам отменять действующие ныне в Украине ПУБЭЛ и заменять их на новые Правила? Не ухудшит ли это и без того сложную ситуацию в отечественном лифтовом хозяйстве. Обсуждение этого серьезного вопроса вы можете найти в журнале «Лифт Эксперт» 2015, № 3, стр. 19.

Надеясь на авось
Секреты «кухни» обслуживания лифтов в российских многоэтажных домах приоткрывают представители профильных предприятий. Так, директор компании «Гарант 2К» Василий Кривозубкин делится в интервью своей бедой: «Я могу сказать, сколько стоит техническое обслуживание одного лифта для таких, как я. Где-то в среднем от 8 до 10 тысяч рублей в месяц с одного лифта. А если подъездов много и домов у управляющей компании несколько, счет идет на десятки тысяч. Ради экономии, вместо ремонта изношенных узлов механики, бывает, блокируют сработавшие датчики, надеясь на авось. И пока никто не погиб, никакой ответственности за нарушение правил безопасности законом не предусмотрено».
Отметим, что в России, согласно закону, лифты состоят на балансе управляющих компаний.
Проверять их можно лишь раз в три года. Внеплановые проверки — только с разрешения… прокуратуры. И штрафы крайне редки. Для обслуживания лифтов нанимают подрядчиков. Конкурсы выигрывают те, кто дешевле продает свои услуги.
Алексей Захаров, вице-президент НЛС, утверждает, что «работы лифтовые объявляются в свободном доступе на электронных торгах. Критерий, который не позволяет непрофессионалу туда попасть, отсутствует. Там можно опускать цену до минимального предела». В данном случае дешево значит плохо. С началом прокурорских проверок в ряде московских высотных домов лифты просто поотключали: вероятно, до тех пор, пока шумиха не уляжется.
Проверки же явились следствием катастрофы в «Алых парусах» – нужно же как-то отреагировать! Вот Ростехнадзор (аналог нашего бывшего Госгорпромнадзора) объявил о начале тотальной проверки всех лифтовых предприятий в России, которых там насчитывается не одна тысяча.

Найти стрелочника
В лучших традициях российского правосудия был срочным образом найден «ответственный» за катастрофу в «Алых парусах», иными словами, «стрелочник». Естественно, на эту «должность» назначили электромеханика из обслуживающей лифты злополучного комплекса компании «Лифт Гарант» Алексей Белоусов. Несмотря на то, что причиной лифтовой катастрофы был, по мнению многих экспертов, скорее всего, небрежный монтаж лифтового оборудования, главное обвинение

Полностью материал вы можете прочитать в выпуске «Лифт Эксперт» 2016, № 1-2

Напоминаем, что приобрести журнал жители Украины могут по подписке либо напрямую в редакции, цена одного экземпляра составляет 65 грн.

 

Подробнее ...
1

noise2016 год в лифтовом сегменте мировой экономики, без преувеличения, особенный. Именно на этот год запланирован запуск очередного подъемника-рекордсмена, сверхскоростного лифта, который будет перемещаться со скоростью 72 км/ч. Да, именно в таких единицах, по всей видимости, в скором времени придется указывать скорость лифтового оборудования – ведь оно по характеристикам становится сопоставимо с легковым автомобилем.

НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ

На новый рекорд претендуют два пассажирских подъемника в Гуанчжоу, Китай, в здании финансового центра высотой 530 метров (111 этажей). Разработчик и изготовитель этих лифтов – японский концерн Hitachi – утверждает, что расстояние в девяносто пять «офисных» этажей подъемник будет преодолевать за 43 секунды. А как быть с системами безопасности? Они так же сопоставимы с автомобильными? Современный автомобиль предоставляет водителю и пассажирам целый комплекс защитных систем, призванных в случае аварии максимально снизить вероятность травмирования людей. Но и без этого комфортная поездка предполагает разнообразные опции, снижающие или вообще полностью устраняющие небезопасные или раздражающие факторы, такие как вибрация, шум, перепад давления воздуха, повышенная температура и так далее. Поэтому разработка скоростных лифтов заключается в решении инженерных проблем на порядок сложнее, чем простое увеличение длины канатов – инженерам приходится решать множество сложных задач. Среди них преодоление сопротивления воздуха в шахте, подавление вибраций разнообразного происхождения, подавление шума, плавный, но быстрый разгон, надежные аварийные системы, способные остановить лифт в случае аварийной ситуации, и так далее.

Самой главной проблемой являются канаты. Из какого бы материала их ни делали, они всегда будут иметь собственную резонансную частоту колебаний, причем постоянно меняющуюся по мере разматывания-сматывания. Не упрощают задачу и собственные сверхнизкие резонансные частоты колебания самого высотного здания, в котором находятся подъемники: они накладываются на частоту колебаний канатов.

В высотных зданиях длина каната лифта достигает нескольких сот метров, а его масса – нескольких сотен килограммов. При движении лифта масса кабины и масса противовеса непрерывно меняются за счет сокращения или удлинения соответствующих участков каната. Для того, чтобы система не становилась разбалансированной, применяют компенсационные каната, соединяющие кабину лифта и противовес в нижней части. При движении, например, вверх длина участка каната, на котором подвешена кабина, непрерывно уменьшается, но длина участка компенсационного каната увеличивается. Соответственно, увеличивается длина участка каната, на котором подвешен противовес, и уменьшается длина участка компенсационного каната.

ИЗОЛЯЦИЯ И РЕКУПЕРАЦИЯ

Вторая проблема – повышенный расход энергии (небоскреб, оснащенный скоростными подъемниками, может тратить на них до 50% от всего расхода электричества) и высокий уровень шума, возникающий при движении кабины лифта на высоких скоростях. Для решения данной задачи, кабину такого подъемника делают как можно более обтекаемой – оборудуют специальными «колпаками», которые уводят большую часть воздуха в стороны и к задней стенке купе кабины лифта (так как основной поток звука идет через двери). В таких лифтах даже противовесы изготавливают обтекаемой формы. Плюс само купе очень хорошо звукоизолировано: уровень шума на максимальной скорости 60,6 км/ч (такова она у сегодняшнего лидера, лифта Toshiba в здании Taipei 101, Тайбэй на Тайвани) составляет 45 децибел — это тише, чем в стандартных лифтах советского производства, эксплуатируемых в наших городах и передвигающихся со скоростью вдесятеро меньшей.

А для сокращения энергопотребления лифтовых систем на сегодняшний день применяются высокоэффективные приводы. Это имеет особое значение для высотных зданий, поскольку с увеличением скорости движения лифтовых кабин возрастает и требуемая мощность привода. Наиболее эффективными считаются приводы, оборудованные системой рекуперации. Их энергопотребление по сравнению со стандартными приводами снижено на 35%. Изначально эту технологию применяли для крупногабаритных скоростных лифтов с мощными приводами, поскольку они потребляют значительное количество электроэнергии и экономия в этом случае наиболее существенна в абсолютном выражении.

Сейчас такие системы используют и на не столь мощных приводах. Современные тенденции свидетельствуют в пользу дальнейшего оснащения этой системой всех видов приводов.

УДАР ПО ТОРМОЗАМ

Третья задача – устранение неприятных ощущений от перегрузок при ускорении, вызванных резким перепадом давления воздуха при ускорении кабины. Для ее решения в сверхскоростных лифтах применяются эксклюзивные (пока что) системы кондиционирования, контролирующие давление внутри кабины лифта и уменьшающие «декомпрессионный» дискомфорт при быстром перемещении по вертикали.

Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт», 2016 № 1–2, с. 14-15

safety elevators cover

Напоминаем, что приобрести печатную версию журнала можно в редакции по адресу:

г. Днепр, ул. Баррикадная, 15А, оф. 603, к. т. 097 593 02 31. Также возможно оформление подписки.

Подробнее ...
1

safety elevatorsЧеловек, который ежедневно пользуется лифтом по несколько раз в день, редко задумывается над вопросом его надежности. Лифт стал настолько привычным атрибутом нашей жизни, что кроме особ, подверженных психозу лифтофобии, никто не обращает внимания на уровень безопасности подъемной техники. Предполагается, что она «задана по умолчанию».

ВОПРОС НЕ ПРОСТ
Но поддерживать такой уровень – постоянная забота и производителей лифтов, и обслуживающих его специалистов: первые должны заложить в производство необходимые нормы безопасности, вторые – обеспечивать надлежащую эксплуатацию техники. Без преувеличения, вопрос безопасности – основной вопрос всей лифтовой промышленности.
А сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Обратимся к статистике. Согласно подсчетам экспертов лифтового оборудования, среднестатистический подъемник в девятиэтажном доме совершает 60 тысяч поездок в год, производит почти 70 тысяч циклов открытия-закрытия дверей, проходит до 10 тысяч километров, находясь в движении почти 1300 часов, и перевозит округленно 9 тысяч тонн грузов и пассажиров! Это на порядок больше, чем нагрузка на любой другой транспортный механизм в мире. И при этом число отказов лифта, а тем более аварий или катастроф со смертельным исходом, опять же, на порядок ниже, чем у любого другого транспортного средства (пусть даже лифт «официально» таковым не является). Даже эскалаторы и траволаторы дают более печальную статистику происшествий, чем лифт! Что позволяет многим – в том числе и журналистам «Лифт Эксперт» – утверждать: лифт является самым безопасным видом транспорта из всех возможных.

КРИТИКУЕШЬ — ПРЕДЛАГАЙ
Разумеется, это происходит не само по себе, а благодаря совместным усилиям проектировщиков, разработчиков, изготовителей, монтажников и работников лифтового сервиса. Нормы безопасности регламентируются специальными нормативными документами – в Украине это «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ), утвержденные в 2008 году; в России – Технический регламент, пришедший на смену сходных с украинскими ПУБЕЛ и принятый в 2013 году. В странах Европейского Союза также действует Технический регламент, который основывается на требованиях Директивы 95/16/ЕС, устанавливающей правовые требования к проектированию, монтажу и эксплуатации подъемного оборудования. В ней также излагаются процедуры оценки соответствия. Положения Директивы реализованы в национальном законодательстве каждого государства-члена Союза. Но нас больше интересует,  конечно, соответствие нашего, так сказать, родного документа реалиям лифтового сектора отечественной промышленности. Он подвергается критике со времени своего утверждения, прежде всего, в плане противоречия некоторым предыдущим и последующим нормативным актам и государственным стандартам, действующим в нашей стране. В данном номере «Лифт Эксперт» мы подробно рассматриваем эту ситуацию в статье на стр. 13. Что касается России, то и тамошний «регламент», по отзывам специалистов, весьма далек от идеала, прежде всего, критикуется его необязательность к исполнению обслуживающими предприятиями, и некоторые другие моменты, которые отличают его от старых ПУБЭЛ не в лучшую сторону (подробнее о российских перипетиях также см. в номере).

ПО СЛЕДАМ ТРАГЕДИИ
Справедливости ради нужно признать, что несмотря на подобную критику несовершенства нормативной базы по безопасной эксплуатации подъемников, процент серьезных аварий в Украине крайне низок. За минувшие два года (2014-2015) случилась лишь одна резонансная трагедия, привлекшая внимание, без преувеличения, всей страны: речь идет о гибели по причине неисправности реверса дверей лифта девятилетнего мальчика 10 марта 2015 года в Харькове. После этого события по всей Украине прокатилась волна проверок лифтового оборудования в жилых многоэтажных домах, были проведены массовые внеочередные техосмотры наиболее проблемных лифтов. Кстати, дело по этой трагедии потихоньку «замяли»: Московский районный суд Харькова принял решение закрыть уголовное производство и освободить от уголовной ответственности двух обвиняемых – директора и старшего мастера ООО «Специализированный проектно-строительный монтажный поезд-753» (именно это предприятие обслуживало злополучный лифт) – с передачей их на поруки коллективу предприятия. Директора и старшего мастера обвиняли в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей по техническому обслуживанию и ремонту подъемника, повлекших тяжкие последствия.
Как сказано в решении суда, обязанности по безопасной эксплуатации и техобслуживанию лифта непосредственно возлагались на электромеханика. Но досудебным расследованием установлено, что он не был достаточно обучен, не имел практического опыта и был допущен к самостоятельной работе без прохождения стажировки.
Представитель потерпевшей стороны предоставил суду заявление, в котором отмечалось, что сторона не возражает против удовлетворения ходатайства обвиняемых о закрытии уголовного производства и взятии их на поруки. Также потерпевшая заявила, что не имеет претензий материального и морального характера, поскольку обвиняемые искренне покаялись, попросили у нее прощения и возместили ущерб, причиненный преступлением.

Полностью материал можно прочитать в журнале «Лифт Эксперт» 2016, № 1-2.

safety elevators cover

Приобрести журнал можно по адресу редакции, цена одного экземпляра 65 грн.

Также вы можете оформить подписку на 2016 год: стоимость 12 номеров — 780 грн.

Подробнее ...
1

70cca6fc8a5d2d1ca982afe10ca640f8Безопасность является основой новых правил пользования для лифтов, которые вступают в силу 20 апреля 2016, — сообщается в заявлении Федерации предпринимателей лифтовой отрасли Испании (Federación Empresarial Española de Ascensores, FEEDA). Новая Директива 2104/33/ЕС регулирует маркетинговые правила пользования лифтами во всех странах ЕС.
Лифты, отвечающие новым стандартам, должны будут иметь абсолютно новые компоненты безопасности, такие как номер партии или серийный номер, указывающий марку и контакты производителя на языке понятном пользователю. Вся документация по эксплуатации лифтов должна хранится десять лет.
По словам источника, в Испании насчитывается более одного миллиона лифтов, 50% которых уже отслужили более двадцати лет. Хотя новые правила применимы исключительно для новых лифтов, установленных после 20 апреля 2016 года, FEEDA планирует усовершенствовать и старые модели, что не составит большого инвестиционного вложения. Эти меры включают в себя повышение точности остановки кабины, установку обновленной системы связи, дистанционной сигнализации, а также управление закрыванием дверей. Новая политика подчеркивает концепцию «рыночного надзора», который, по словам FEEDA, означает «полная ответственность за безопасность эксплуатации лифта возлагается на его изготовителя».
Именно поэтому решено унифицировать и регламентировать правила сборки, проектирования, изготовления и ввода в эксплуатацию лифтов для всех стран ЕС.

Подробнее ...

Site buit by Jackson G

Телефоны редакции:

+38 (056) 787-05-28

Использование материалов данного сайта разрешается при условии открытой гиперссылки на liftexpert.com.ua. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце материала.

Перепечатка статей, других текстовых материалов, иллюстраций и фотографий с печатного издания «Лифт Эксперт» разрешается только с письменного согласия правообладателя.

В случае нарушения авторских прав, «Лифт Эксперт» оставляет за собой право защищать свои права и интересы путем подачи жалоб в правоохранительные органы, а также исковых заявлений в судебные органы.


© 2012–2015. ООО Фирма «САНСЕТ» Все права защищены.

Вход