Всё еще располагая не до конца раскраденным промышленным потенциалом и профессиональными кадрами, Украина вполне может претендовать на роль «лифтовой державы» в кругу мировых брендов. К сожалению, все прошедшие годы независимости были потрачены, в этом смысле, впустую. Не настал ли сегодня удобный момент переломить ситуацию?
Среди многочисленных парадоксов, которыми полна жизнь независимого Украинского государства, есть такой, что напрямую касается сферы лифтового оборудования, а именно – в нашей стране полностью отсутствует национальное лифтовое производство. То есть, конечно, можно называть собранную на столичных мощностях продукцию «украинскими лифтами», но по факту, увы, «имеющий глаза да увидит»: бренд Otis как был американским, так и остался, и от того, что он использует украинских рабочих для сборки своего оборудования в Киеве и других местах, в украинский не превратился. Как писал один ныне полузабытый советский поэт: «На Волге трудится народ, а весь доход в Германии». Своего же, отечественного бренда как не было, так и нет.
И ведь в самом деле парадокс: обладая достаточно мощным промышленным потенциалом, имея неплохие, как на момент распада «общесоюзной экономической системы», стартовые возможности, Украина никоим образом не воспользовалась данными ей судьбой или Богом, преференциями. Лифтовая отрасль и вообще подъемное оборудование – едва ли не хрестоматийный этому пример.
Конечно, все можно объяснить объективными причинами – с распадом Советского Союза автоматически разорвались и привычные, налаженные десятилетиями, торгово-экономические связи, схемы межзаводских поставок, системы сбыта. Исчезли «тепличные» условия работы большинства промышленных предприятий, когда практически не приходилось искать покупателя – за качественным товаром и без того была громадная очередь. Ведь в СССР лифты не продавались «просто так», а «планово распределялись» под видом госзакупок, заложенных в государственный, «спущенный сверху» план. На опустевшее место стремительно ворвались никем не контролируемые (кроме, само собой, чиновников разного уровня: имеется в виду уровень взяток) западные «монстры» лифтостроения – тот же Otis, который сегодня контролирует, по скромным подсчетам, свыше 40% всего украинского лифтового рынка. Приказала долго жить монопольная обслуживающая организация – «Укрлифт», которая держала на балансе свыше ста тысяч единиц пассажирских лифтов по всей республике; в ее состав входило 28 специализированных ремонтно-строительных предприятий. «Укрлифт» умирал долго: только в 2005 году его имущество было окончательно передано «дочерним компаниям», а сам он полностью прекратил хозяйственную деятельность, оставшись еще и должен кредиторам 327 млн гривен.
Производство как жертва клептократии
На данный момент украинский рынок лифтового оборудования закупает ежегодно порядка 950 единиц, из которых большую часть составляет продукция Otis, остальные позиции делят между собой белорусские производители «Могилевлифтмаш», россияне КМЗ («Карачаровский механический завод» – скорее всего, доля российского оборудования уменьшится в связи с последними политическими событиями), а также члены мировой четверки лидеров, куда кроме Otis входят Schindler, ThyssenKrupp и Kone – все они контролируют 4/5 европейского рынка лифтов. В условиях вялотекущего с 2008 года мирового кризиса играть на этом поле в одиночку не под силу ни одной национальной компании – не только в Украине, но и в любой другой стране мира. Все существующие сегодня «локальные» бренды существуют во многом благодаря политике государственного протекционизма, как в Польше (Pilawa), в Болгарии («Изамет»), так и в других странах, представляющих на рынке свою подъемную технику: от Испании до Турции и от Финляндии до Китая. И Россия, и Беларусь не исключение, скорее, наоборот – степень господдержки в этих странах высока, как нигде, а сегмент лифтостроения рассматривается как одна из стратегических отраслей общегосударственной экономики.
Что представляет собой в этом плане Украина, где на протяжении двадцати с лишним лет только и разговоров было о том, как ограничить вмешательство государства в «народное хозяйство». Автор этих строк своими ушами слышал на одном высоком собрании в конце девяностых годов фразу: «От государства требуется только одно – вовремя доставлять почту». Ну, с почтой дела более-менее наладили, хотя в Крым уже невозможно ничего ни отправить, ни оттуда получить. А вот прочие отрасли, отданные под «частную инициативу» не могут похвастаться такими достижениями. Понятно, что подоплекой «почтовых разговоров» было и есть желание «народных слуг» растащить по кускам крупные предприятия, оставшиеся от советской промышленной мегаломании, и распродать их в четверть настоящей стоимости. Поэтому главной заботой правившей Украиной клептократии было одно: как можно больше средств увести из бюджета как можно более различными способами. Подсчитано, что на 2013 ежегодный объем коррупционных средств составлял 160 млрд грн. Причем, «уводить» деньги нужно было как можно быстрей — словно в предчувствии того, что очень скоро возможность воровать из государственного бюджета закончится. А производство… да зачем оно нужно то производство, сколько с ним возни, а доходов после честной уплаты всех налогов практически и не будет! Так чему удивляться, если в стране «чего ни хватишься – ничего нет»?
Где турецкий миллион?
Человек, далекий от лифтовой отрасли, может возразить: как же так, ведь, если собрать сообщения в средствах массовой информации за несколько лет, то может создастся картина полного процветания ни чего-нибудь, а именно украинского отечественного производства лифтов. В свое время писалось и говорилось о «наладке полномасштабного выпуска» подъемного оборудования на предприятиях «Карат-Лифткомплект», «Лифтмаркет», «Укрлифтсервис», «Медиа-лифтинг компани» и тому подобных, из которых многих давно уже и «след простыл». Еще в прошлом году популярный веб-портал «Украина коммунальная» оптимистично заявлял (с подачи Минрегионстроя, естественно): «Следует заметить, что рынок производства запасных частей и комплектующих полностью обеспечивает нынешнюю потребность в проведении капитальных ремонтов и модернизации лифтового хозяйства. Широко налажено производство в Одессе, Киеве, Донецке, Запорожье, Ровно, Житомире, Харькове и других». Оставим на совести копирайтеров оборванную на самом интересном месте фразу.
Официальные релизы, лежащие в основе этих сообщений имеют, прежде всего, цель увеличить объем продаж продукции данных предприятий и, конечно же, обходят скромным молчанием факт того, что под «производством» здесь подразумевается сборка лифтовой техники из комплектующих различного происхождения – российского, белорусского, болгарского, испанского, китайского, корейского, какого угодно, только не украинского. Выпуск же лифта «нулевого цикла» остается недостижимой утопией.
Поиск в архивах минувшего десятилетия принес нам свидетельство только одной попытки организовать и наладить в Украине полномасштабное производство подъемного оборудования – случилось это в не таком уж далеком 2008 году в Харькове на базе известного среди лифтовиков предприятия «Харьковгорлифт». Тогдашний городской глава М. Добкин поставил задачу: ни много-ни мало, вернуть лифтовое хозяйство на уровень, который был при Советском Союзе! Партия (регионов) сказала – комсомол ответил «Есть!». Из городского бюджета на создание такого завода с нуля было выделено 2 миллиона гривен. На эти деньги было построено помещение, а также закуплено оборудование – станки, покрасочная и сушильная установки и прочее. «Оборудование не имеет аналогов в Украине! – заявляли местные журналисты. – Оно высокотехнологично и управляется компьютерами».
Новая линия должна была выпускать по сотне лифтовых кабин в месяц. При рыночной стоимости одной кабины на тот момент 7–9 тысяч долларов США, себестоимость производства ее на «Харьковгорлифте» должна была составлять не более 1,5 тысячи. При этом обещалось, что линия сможет «производить двери для подъездов и технических помещений, и другие детали, и готовую продукцию, связанную с лифтовым и не только хозяйством». Следующим шагом, по утверждению СМИ, должно было стать открытие сети «фирменных магазинов» по торговле запчастями к лифтам.
В конечном итоге, завод «Харьковгорлифта» планировали вывести на полный цикл производства: изготавливать на его мощностях кабины, станции приказов, двигатели. Уже были проведены переговоры с другими производителями запчастей к лифтам в Украине. Предприятием заинтересовались турецкие инвесторы, собирались вложить в него аж целый миллион долларов.
…Наверное, не стоит лишний раз объяснять читателям, почему все вышеизложенное приходится писать либо в прошедшем времени, либо в условном наклонении? Бюджетные деньги впрок не пошли, как и турецкий миллион: сегодня предприятие «Харьковгорлифт» занимается чем угодно (диспетчеризацией, установкой домофонов, «умными подъездами»), но только не производством лифтов «полного цикла». А грандиозные планы «как в Советском Союзе» растаяли и исчезли в тумане, подобно их «генератору» М. Добкину.
…
Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт» 2014 № 6(23), с. 8-11