A+ A A-
1

advertising elevator2Именно такая поговорка приходит на ум, когда наблюдаешь отчаянную и неравную борьбу жильцов многоэтажных домов с рекламой в кабинах лифтов, в то время как эта же реклама могла бы с успехом служить на благо конкретного подъезда.

В последнее время, не иначе как в связи с бурными политическими событиями, тема нахождения тарифа за пользование лифтом в составе квартирной платы как-то поутихла. Во всяком случае, накал страстей значительно снизился и скандалов по этому поводу – как минимум, публичных – стало меньше. Но это не означает, что на лифто-бытовом фронте все успокоилось и наступил долгожданный для украинских коммунальщиков «мертвый штиль».
Новая тема для возмущения широких масс – зачем и кому нужна реклама в лифтовых кабинах? Чем больше ее становится, тем ярче разгорается праведный гнев населения, причем, аргументы слышаться довольно невнятные, не сказать хуже – иррациональные. Мол, «нам не нравится», и все. Или «на нас наживаются». Но чаще всего и аргументов никаких не услышишь – рекламный щит, прикрученный к стене в кабине лифта, действует на многих пассажиров, как красная тряпка на быка. Сорвать, содрать, покорежить, уничтожить – эти первобытные побуждения никаких лишних обоснований не требуют.
Виновато ли в этом засилье агрессивной рекламы в современных СМИ и в окружающем людей городском пространстве? Говорит ли в таких людях черная зависть к тем, кто дает рекламные объявления, и к тем, кто по ним обращается (богато живут!)? Оставим эти философские вопросы психологам, сами же порассуждаем о том, как бороться с этой разновидностью лифтового вандализма.
Кстати, сами пассажиры-борцы с ненавистной рекламой себя вандалами никак не считают. Наоборот, «вандализм», в их понимании – это рекламные щиты в кабинах, мешающие, видимо беспрепятственно расписывать стены известными одно и двухсложными словами в разных комбинациях.
Из недавних примеров – «скандал» в Энергодаре Запорожской области, где «доведенные до отчаяния» суровой, видимо, рекламой, пассажиры лифтов обратились с протестом «везде, куда можно», от горисполкома до центральной городской больницы. Аргументы против были весьма убедительными: самый главный – прикручивая щит шурупами, в стенке кабины (добавляется «и без того ветхой») «наделали много дыр». Второй – «кто-то же дал разрешение» на установку рекламного щита в лифте? И этот «кто-то» наверняка на этом нажился! Допустить такого безобразия разгневанные энергодаровцы никак не могли и требовали непременно найти и наказать негодяя, посмевшего совершить столь предосудительный поступок.
advertising elevatorК чести городских властей, те отреагировали на ситуацию более чем адекватно: пообещали разобраться, «направили соответствующие запросы в управление архитектуры и градостроительства, другие инстанции. Ведь важно установить, кто получил деньги от такой инициативы, попали ли они в бюджет или легли в чей-то бездонный карман», – сообщает местный сайт. На этом дело и закончилось.
А вот если бы пассажиры энергодаровских лифтов были более настойчивы, они бы смогли решить вопрос по-настоящему рационально и весьма выгодно, поскольку, согласно законодательству Украины, жильцы многоэтажного дома (независимо от того, управляется он ЖЭУ или ОСМД) могут свободно по взаимному согласию распоряжаться лифтом, который де-юре является их собственностью. Захотят они, чтобы не было рекламы в кабине – ее не будет. А захотят получать за нее денежные отчисления, будут получать. Во всяком случае, имеют на это полное законное право.
Это подтверждает и председатель Ассоциации наружной рекламы в Украине Артем Биденко. «В элитных киевских домах от рекламы в одном лифте форматом А2 жильцы могут получить 800–1000 грн. В зданиях поскромнее и городах поменьше, 200–300 грн. В год для дома с двумя, скажем, подъездами получится от 6 до 7,2 тысяч грн. какой бы ни была цена арендной платы, жители подъезда имеют право получать не 1/3 стоимости рекламы: если за щит ЖЭУ по договору платится 90 грн, то на подъезд должно перепадать 30 грн».
Итак, в любом случае, у жильцов есть три варианта на выбор: сорвать рекламный щит, смириться с его наличием, требовать с жилищного управления деньги (треть дохода от аренды) и пускать их на благоустройство своего подъезда.
Но пока что о реализации третьего варианта ничего не слышно. Преобладает первый сценарий – поломать, а если не получается, изгадить. Интересно, что рекламой недовольны как в стандартных, так и в элитных домах: «будете засорять наши подъезды, будем принимать меры», – говорят их жильцы.
Подыгрывают настроениям своего «электората» и некоторые «народные избранники». Так, депутат Житомирского областного совета Владимир Яцкевич призывает горожан срывать незаконную рекламу в лифтах и писать (!) жалобу в прокуратуру. Аргумент депутата при этом «силён»: «Кому она нужна, эта реклама?».
В самом деле, кому?
А вы, уважаемые читатели, как считаете?

Подробнее ...
1

group-workers-worker-887137-SMALLКАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ? или КАДРЫ РЕШАЮТ – ВСЁ!

Среди многочисленных проблем, с которыми пытается бороться лифтовая отрасль Украины, или, во всяком случае, смягчить их пагубное воздействие, не последнее место занимает дефицит профессиональных кадров. Наверное, нет такого собрания, заседания или просто разговора лифтовиков, нет статьи в различного рода СМИ на «лифтовую тему», в которых не было бы жалоб на то, что «престиж профессии упал», «система подготовки кадров полностью разрушена», «молодежь идти на лифты не хочет», а «стариков скоро не будет». Всё это зачастую подается в  общем потоке информационного негатива, в котором находится наша отечественная лифтовая сфера и который наш журнал вот уже несколько лет старается разрушить.

КУДА ЛИФТОВИКУ ПОДАТЬСЯ?
Насколько справедливы такие умозаключения? Нужно признать, что, действительно, подготовка кадров для нашей отрасли находится в Украине в состоянии своеобразного полураспада. Государственные учебные заведения как бы самоустранились от решения этой проблемы, полностью переложив ее на плечи частных фирм и компаний, прежде всего, представительств зарубежных лифтовых «грандов», которые, конечно же, готовят определенное количество кадров, но готовят их исключительно для обслуживания своей техники, параметры которой весьма отличаются от распространенных в жилом фонде страны.
Когда-то единая общесоюзная система профессионального образования оказалась слишком громоздкой и негибкой в нынешних рыночных условиях, при которых централизованного распределения рабочей силы нет и быть и не может. При отсутствии плановых закупок и установки нового лифтового оборудования (напрямую связанного с остановкой массового жилищного строительства после распада СССР) исчезла и необходимость в массовом выпуске молодых специалистов — отрасль вполне обходилась старыми кадрами. Ведь парк подъемной техники не расширялся и даже уменьшался за счет выхода из строя по тем или иным причинам механизмов, за счет остановки на долгие годы «аварийных» лифтов, на ремонт или замену которых хронически не хватало средств. В такой ситуации не до «выращивания кадров в родном коллективе»: самим бы удержаться на плаву. Молодой лифтовик, недавно закончивший обучение, оказывался ненужной обузой, слишком дорогим удовольствием, которое могли себе позволить только самые «богатые» предприятия. Но даже в случае трудоустройства такой специалист мог рассчитывать разве что на убогие копейки, которые никак не компенсировали тяжелый, крайне ответственный и — скажем прямо — небезопасный труд.

НЕТ ТАКОЙ ПРОФЕССИИ!
Зададим встречный вопрос: что предпринимает в такой неоднозначной ситуации родное государство? Где-то же учат на лифтового механика (об инженерах уже скромно помолчим, да и нужны ли инженеры в стране, где лифтовое производство отсутствует как явление)? Оказывается, Национальный классификатор профессий Украины ДК 009:2010 — главный документ, который определяет сферу занятий каждого трудоспособного гражданина нашей страны — вообще не называет ни одной профессии, связанной с лифтами!

Читайте материал полностью в новом номере журнала «Лифт Эксперт»!

Подробнее ...
1

manufact02Всё еще располагая не до конца раскраденным промышленным потенциалом и профессиональными кадрами, Украина вполне может претендовать на роль «лифтовой державы» в кругу мировых брендов. К сожалению, все прошедшие годы независимости были потрачены, в этом смысле, впустую. Не настал ли сегодня удобный момент переломить ситуацию?

Среди многочисленных парадоксов, которыми полна жизнь независимого Украинского государства, есть такой, что напрямую касается сферы лифтового оборудования, а именнов нашей стране полностью отсутствует национальное лифтовое производство. То есть, конечно, можно называть собранную на столичных мощностях продукцию «украинскими лифтами», но по факту, увы, «имеющий глаза да увидит»: бренд Otis как был американским, так и остался, и от того, что он использует украинских рабочих для сборки своего оборудования в Киеве и других местах, в украинский не превратился. Как писал один ныне полузабытый советский поэт: «На Волге трудится народ, а весь доход в Германии». Своего же, отечественного бренда как не было, так и нет.
И ведь в самом деле парадокс: обладая достаточно мощным промышленным потенциалом, имея неплохие, как на момент распада «общесоюзной экономической системы», стартовые возможности, Украина никоим образом не воспользовалась данными ей судьбой или Богом, преференциями. Лифтовая отрасль и вообще подъемное оборудование – едва ли не хрестоматийный этому пример.
Конечно, все можно объяснить объективными причинами – с распадом Советского Союза автоматически разорвались и привычные, налаженные десятилетиями, торгово-экономические связи, схемы межзаводских поставок, системы сбыта. Исчезли «тепличные» условия работы большинства промышленных предприятий, когда практически не приходилось искать покупателя – за качественным товаром и без того была громадная очередь. Ведь в СССР лифты не продавались «просто так», а «планово распределялись» под видом госзакупок, заложенных в государственный, «спущенный сверху» план. На опустевшее место стремительно ворвались никем не контролируемые (кроме, само собой, чиновников разного уровня: имеется в виду уровень взяток) западные «монстры» лифтостроения – тот же Otis, который сегодня контролирует, по скромным подсчетам, свыше 40% всего украинского лифтового рынка. Приказала долго жить монопольная обслуживающая организация – «Укрлифт», которая держала на балансе свыше ста тысяч единиц пассажирских лифтов по всей республике; в ее состав входило 28 специализированных ремонтно-строительных предприятий. «Укрлифт» умирал долго: только в 2005 году его имущество было окончательно передано «дочерним компаниям», а сам он полностью прекратил хозяйственную деятельность, оставшись еще и должен кредиторам 327 млн гривен.

 

Производство как жертва клептократии

На данный момент украинский рынок лифтового оборудования закупает ежегодно порядка 950 единиц, из которых большую часть составляет продукция Otis, остальные позиции делят между собой белорусские производители «Могилевлифтмаш», россияне КМЗ («Карачаровский механический завод» – скорее всего, доля российского оборудования уменьшится в связи с последними политическими событиями), а также члены мировой четверки лидеров, куда кроме Otis входят Schindler, ThyssenKrupp и Kone – все они контролируют 4/5 европейского рынка лифтов. В условиях вялотекущего с 2008 года мирового кризиса играть на этом поле в одиночку не под силу ни одной национальной компании – не только в Украине, но и в любой другой стране мира. Все существующие сегодня «локальные» бренды существуют во многом благодаря политике государственного протекционизма, как в Польше (Pilawa), в Болгарии («Изамет»), так и в других странах, представляющих на рынке свою подъемную технику: от Испании до Турции и от Финляндии до Китая. И Россия, и Беларусь не исключение, скорее, наоборот – степень господдержки в этих странах высока, как нигде, а сегмент лифтостроения рассматривается как одна из стратегических отраслей общегосударственной экономики.

Что представляет собой в этом плане Украина, где на протяжении двадцати с лишним лет только и разговоров было о том, как ограничить вмешательство государства в «народное хозяйство». Автор этих строк своими ушами слышал на одном высоком собрании в конце девяностых годов фразу: «От государства требуется только одно – вовремя доставлять почту». Ну, с почтой дела более-менее наладили, хотя в Крым уже невозможно ничего ни отправить, ни оттуда получить. А вот прочие отрасли, отданные под «частную инициативу» не могут похвастаться такими достижениями. Понятно, что подоплекой «почтовых разговоров» было и есть желание «народных слуг» растащить по кускам крупные предприятия, оставшиеся от советской промышленной мегаломании, и распродать их в четверть настоящей стоимости. Поэтому главной заботой правившей Украиной клептократии было одно: как можно больше средств увести из бюджета как можно более различными способами. Подсчитано, что на 2013 ежегодный объем коррупционных средств составлял 160 млрд грн. Причем, «уводить» деньги нужно было как можно быстрей — словно в предчувствии того, что очень скоро возможность воровать из государственного бюджета закончится. А производство… да зачем оно нужно то производство, сколько с ним возни, а доходов после честной уплаты всех налогов практически и не будет! Так чему удивляться, если в стране «чего ни хватишься – ничего нет»?

 

Где турецкий миллион?manufact01

Человек, далекий от лифтовой отрасли, может возразить: как же так, ведь, если собрать сообщения в средствах массовой информации за несколько лет, то может создастся картина полного процветания ни чего-нибудь, а именно украинского отечественного производства лифтов. В свое время писалось и говорилось о «наладке полномасштабного выпуска» подъемного оборудования на предприятиях «Карат-Лифткомплект», «Лифтмаркет», «Укрлифтсервис», «Медиа-лифтинг компани» и тому подобных, из которых многих давно уже и «след простыл». Еще в прошлом году популярный веб-портал «Украина коммунальная» оптимистично заявлял (с подачи Минрегионстроя, естественно): «Следует заметить, что рынок производства запасных частей и комплектующих полностью обеспечивает нынешнюю потребность в проведении капитальных ремонтов и модернизации лифтового хозяйства. Широко налажено производство в Одессе, Киеве, Донецке, Запорожье, Ровно, Житомире, Харькове и других». Оставим на совести копирайтеров оборванную на самом интересном месте фразу.
Официальные релизы, лежащие в основе этих сообщений имеют, прежде всего, цель увеличить объем продаж продукции данных предприятий и, конечно же, обходят скромным молчанием факт того, что под «производством» здесь подразумевается сборка лифтовой техники из комплектующих различного происхождения – российского, белорусского, болгарского, испанского, китайского, корейского, какого угодно, только не украинского. Выпуск же лифта «нулевого цикла» остается недостижимой утопией.
Поиск в архивах минувшего десятилетия принес нам свидетельство только одной попытки организовать и наладить в Украине полномасштабное производство подъемного оборудования – случилось это в не таком уж далеком 2008 году в Харькове на базе известного среди лифтовиков предприятия «Харьковгорлифт». Тогдашний городской глава М. Добкин поставил задачу: ни много-ни мало, вернуть лифтовое хозяйство на уровень, который был при Советском Союзе! Партия (регионов) сказала – комсомол ответил «Есть!». Из городского бюджета на создание такого завода с нуля было выделено 2 миллиона гривен. На эти деньги было построено помещение, а также закуплено оборудование – станки, покрасочная и сушильная установки и прочее. «Оборудование не имеет аналогов в Украине! – заявляли местные журналисты. – Оно высокотехнологично и управляется компьютерами».
Новая линия должна была выпускать по сотне лифтовых кабин в месяц. При рыночной стоимости одной кабины на тот момент 7–9 тысяч долларов США, себестоимость производства ее на «Харьковгорлифте» должна была составлять не более 1,5 тысячи. При этом обещалось, что линия сможет «производить двери для подъездов и технических помещений, и другие детали, и готовую продукцию, связанную с лифтовым и не только хозяйством». Следующим шагом, по утверждению СМИ, должно было стать открытие сети «фирменных магазинов» по торговле запчастями к лифтам.
В конечном итоге, завод «Харьковгорлифта» планировали вывести на полный цикл производства: изготавливать на его мощностях кабины, станции приказов, двигатели. Уже были проведены переговоры с другими производителями запчастей к лифтам в Украине. Предприятием заинтересовались турецкие инвесторы, собирались вложить в него аж целый миллион долларов.
…Наверное, не стоит лишний раз объяснять читателям, почему все вышеизложенное приходится писать либо в прошедшем времени, либо в условном наклонении? Бюджетные деньги впрок не пошли, как и турецкий миллион: сегодня предприятие «Харьковгорлифт» занимается чем угодно (диспетчеризацией, установкой домофонов, «умными подъездами»), но только не производством лифтов «полного цикла». А грандиозные планы «как в Советском Союзе» растаяли и исчезли в тумане, подобно их «генератору» М. Добкину.

Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт» 2014 № 6(23), с. 8-11

Подробнее ...
1

cabmin ukrainaНа адрес редакции «Лифт Эксперт» пришло письмо от участника разработки Национального стандарта  «Правила организации безопасной эксплуатации лифтов», члена совета Ассоциации Лифтовиков Украины Джаная Шахмарова о том, что работа по утверждению проекта близится к успешному завершению. Во всяком случае, в этом году вполне возможно, что лифтовая отрасль Украины начнет жить по этому документу.

"Ни для кого из специалистов лифтовой отрасли не секрет,— говорится в письме,— что Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (НПАОП 0.00–1.02-08), утвержденные Приказом № 190 от 01.09.2008 года Госгорпромнадзором, не гармонизованы с европейским нормами и стандартами, Техническим регламентом и не соответствуют требованиям Постановлений Кабинета Министров Украины № 687 от 26.05.2004 года, № 465 от 22.04.2009 года, № 1107 от 26.11.2011 года. Кроме того, данные Правила противоречат требованиям действующих в Украине других стандартов – таких, как ДСТУ 7309:2013, ДСТУ 7310:2013 и прочих подобных.

Руководствуясь нормативно-правовыми актами по охране труда Госгорпромнадзора в лифтовой отрасли, некоторые безответственные собственники лифтовых организаций часто занимаются бизнесом в ущерб безопасности пассажиров. В таких случаях ни со стороны владельцев лифтов, ни с третьей стороны не обеспечивается необходимый контроль за содержанием лифтов в технически исправном состоянии.

Вместе с тем, разработанные государственным предприятием «Киевский экспертно-технический центр» и техническим комитетом ТК-104 «Правила» вот уже более двух лет не утверждаются Госгорпромнадзором.

В связи с этим, по инициативе Ассоциации Лифтовиков Украины, Национальный орган стандартизации Украины ввел в план работы на 2015 год утверждение «Правил организации безопасной эксплуатации лифтов».

Необходимо отметить, что данный проект «Правил» вызвал среди работников лифтовой отрасли Украины неоднозначные отклики, в том числе, резко отрицательные. Так, на адрес редакции пришло письмо, написанное группой отечественных лифтовиков. По их мнению, данный проект имеет целью увеличение влияния и контроля Госгорпромнадзора над действиями хозяйственных субъектов в качестве участника конкурентной борьбы в секторе надзора. В таких действиях авторы письма видят коррупционную составляющую путем «проведения на законодательном уровне на платной основе экспертных заключений на право деятельности предприятий через подконтрольные государственные экспертные центры, а также частные, которым разрешается осуществление таких работ исключительно с разрешения этой службы».

Подробнее см. «Лифт Эксперт», 2015, № 3, стр. 19-23.

Подробнее ...

Site buit by Jackson G

Телефоны редакции:

+38 (056) 787-05-28

Использование материалов данного сайта разрешается при условии открытой гиперссылки на liftexpert.com.ua. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце материала.

Перепечатка статей, других текстовых материалов, иллюстраций и фотографий с печатного издания «Лифт Эксперт» разрешается только с письменного согласия правообладателя.

В случае нарушения авторских прав, «Лифт Эксперт» оставляет за собой право защищать свои права и интересы путем подачи жалоб в правоохранительные органы, а также исковых заявлений в судебные органы.


© 2012–2015. ООО Фирма «САНСЕТ» Все права защищены.

Вход