A+ A A-
1

даунбассВряд ли кто-нибудь из профессионалов лифтовой сферы Украины мог представить себе ситуацию, когда один из промышленных регионов нашей страны, с развитым и довольно масштабным лифтовым хозяйством, охватит самая настоящая война.
Война без преувеличения – со всеми присущими ей «прелестями»: артобстрелами, перестрелками, разрушением зданий и сооружений, прекращением любой деятельности, кроме мародерской и, конечно, остановкой лифтов в многоэтажных домах.
Поэтому вопрос, как отразилась война на Востоке Украины на лифтовой отрасли этого региона и вообще всей страны, можно сходу отбросить, как глупый – как может отразиться война? Плохо, негативно, деструктивно… ряд при желании можно продолжить. Намного сложнее дать ответ на другой вопрос: как удается выживать лифтовикам  на территории, захваченной террористами; и не только выживать, но и пытаться как-то обеспечивать работу еще действующего подъемного оборудования? Да и остались ли там еще организации и предприятия, занимающиеся обслуживанием этой техники?
Редакция «Лифт  Эксперт» предприняла попытку сделать предварительный анализ ситуации на Востоке с точки зрения лифтовой отрасли. Предварительный – потому что война все еще далека от завершения. Несмотря на регулярно объявляемые украинской стороной (и так же регулярно нарушаемые боевиками)  перемирия, ни о каком, пусть даже самом хрупком мире, в зоне АТО говорить не приходится.

СТАДИЯ 1. ИНЕРЦИЯ

Прежде всего, внимание привлекает к себе самый крупный город региона – Донецк. Именно в Донецкой области до войны было сосредоточено большое количество подъемной техники – 9,8 тысяч единиц. Правда, 6,5 тысяч из них официально признавалась «устаревшей», но все же, благодаря усилиям лифтовиков, исправно функционировала и поддерживалась в исправном состоянии.
Война внесла свои коррективы. На момент, когда готовится этот материал, согласно данным коммунальных служб областного центра, в результате боевых действий повреждено (читай – разрушено) 319 многоквартирных домов, из них 202 дома коммунальной собственности. В 145 зданиях повреждены основные конструктивы, повреждено 7125 квадратных метров кровли жилых домов и нарушено остекление площадью более 12 тыс. квадратных метров.
Нет сомнений, что эти цифры значительно занижены: и по причине того, что проходящие в городской черте боевые действия не дают возможности выполнить сбор информации в полном объеме, и из-за того, что официальная статистика вообще склонна занижать негатив.
Отметим, что многоквартирные жилые здания – это многоэтажные здания, по умолчанию оснащенные лифтами. Поэтому, говоря об их повреждениях и разрушениях, можно составить для себя картину вышедшей из строя или остановленной лифтовой техники. Впрочем, даже работающий лифт в районе боевых действий представляет большую опасность для пассажиров: слишком велик риск остановки, блокирования и прочих крайне неприятных моментов. На оперативную же помощь механиков в таком случае, по вполне понятным причинам, рассчитывать не приходится.
Но и в тех районах города, которые удалены от зоны обстрелов, лифтовая техника функционирует не в полную силу – из-за нерегулярной подачи электроэнергии многие лифты включаются «по графику», на несколько часов в сутки, а ночью, понятное дело,  они выключаются вообще. По ночам в оккупированной боевиками зоне лучше не ездить, ни на лифте, ни каким другим образом – «комендантский час».
Необходимо отметить, что коммунальные службы Донецка, в том числе, и лифтовые предприятия, оставшиеся с «мирного времени», стараются поддерживать более-менее нормальную работу городского ЖКХ – насколько это возможно. Такое впечатление, что система пока продолжает работать по инерции, снижая свою, и без того не очень высокую, эффективность, но постепенно. В условия фактического отсутствия проплат от населения за коммунальные услуги, даже эта инерция достойна удивления. Во всякому случае, Донецк не погрузился в хаос: дороги очищаются от снега, общественный транспорт ходит, мусор вывозится, поврежденные линии электропередач, водопровода, газовой системы восстанавливаются.
Однако управление всем этим громоздким комплексом фактически отсутствует. Непонятно, кто должен управлять? Ведь так называемая «ДНР» так и не удосужилась озаботиться созданием какого-либо органа, контролирующего хозяйственную жизнь захваченной боевиками территории, а все украинские органы власти и бюджетные организации, согласно Приказа Президента Украины № 405/2014 должны покинуть Донецк. Но многие сотрудники исполкома городского совета и районных исполкомов уже уволились и без указаний сверху – заявления пишут целыми управлениями. Полугодичные задолженности по зарплате, разумеется, остаются задолженностями. Всех интересует вопрос – где взять деньги? И хотя, согласно распоряжениям Кабинета Министров, руководители государственных предприятий должны переместить свои организации из зоны АТО «в населенные пункты, на территории которых органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме» и  «эвакуировать работников (по их согласию), имущество и документы». Но ни один документ не указывает, каким образом госслужащие и работники бюджетных и коммунальных предприятий должны быть трудоустроены на новых местах, вообще, будут ли востребованы там их услуги?
Само собой, в подобной ситуации многие пытаются поменять род деятельности или дождаться «приглашения» со стороны «ДНР», не срываясь с насиженных мест, но проблема зарплат остается открытой.
От отсутствия финансов страдают не только чиновники и бюджетники. Денег в «республиках», грубо говоря, нет вообще – следовательно, нет и  коммунальных платежей. Легальные финансовые потоки из Украины в «зону» перекрыты; из России кроме «гуманитарных» конвоев с солью, оружием и гробами для «отпускников», разумеется, помощи нет. Большинство промышленных и добывающих предприятий и без войны угасавшего Донбасса давно прекратили свою работу; заморожены все социальные выплаты. Полностью парализована банковская система – отключены последние уцелевшие от героических «ополченцев» банкоматы. С 1 декабря 2014 г. исчезла возможность расплачиваться кредитными карточками в магазинах. А наличные деньги если и завозятся, то, разумеется, контрабандой, что обеспечивает «заоблачный» курс любой валюты на местном черном рынке.
До лифтов ли в такой ситуации? О капремонтах, модернизации, а тем более, замене подъемного оборудования и говорить смешно – запчасти, если и завозятся «с украинского материка», то «вкруговую»: через российскую границу. Об оперативности такой «доставки» говорить не приходится.

СТАДИЯ 2. ПОЧТИ КАТАСТРОФА

Впрочем, в этом отношении Донецк выглядит неплохо, особенно, если сравнить состояние его лифтового хозяйства со «столицей» другой непризнанной «республики», Луганском. В Луганской области на начало этого года насчитывалось 3,8 тысяч лифтовых единиц, преимущественно «советского наследия», львиная доля которого приходится на областной центр. Увы, возжелавший «воссоединения с Россией», Луганск очень быстро впал в предкатастрофическое состояние: почти полностью лишенный подачи электроэнергии, город  не был в состоянии поддерживать свои лифты. И только 2 декабря случилось чудо: как сообщил городской совет, «после продолжительного перерыва» в Луганске был пущен в работу первый лифт. «Запуск лифтового хозяйства многоквартирных домов будет продолжен, – оптимистически заверяет директор Департамента обеспечения жизнедеятельности города Игорь Гайдаш. – Поставлена задача начать поэтапный ввод в работу лифтов в Луганске. Мы нашли понимание у руководства электросетей, и они готовы предоставить для этих целей дополнительное напряжение. Работы начаты с южных кварталов, где сконцентрировано максимальное количество жилых домов, оборудованных лифтами, и постепенно мы охватим всю территорию города». Что ж, хорошая новость. Хочется надеяться, что Луганский горсовет «постепенно» найдет не только «дополнительное напряжение», но и средства для финансирования обслуживающих лифты местных предприятий, которые с конца весны сидят на голодном пайке, а некоторые вообще прекратили работу.

СТАДИЯ 3. РАЗГРОМ

А вот многострадальной Горловке (о лифтовом хозяйстве которой, кстати, мы неоднократно писали – в основном, в связи со скандалами вокруг задолженностей населения и отключения подъемников непонятно кем) повезло меньше; там не нашлось своего Гайдаша. Конечно, Горловка вот уже несколько месяцев является передним краем «гибридной» войны: все оборудование, которое можно вывести из строя, там уже благополучно сломано и вывезено в направлении одной «братской» соседней страны.

Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт» 2014, № 7, стр. 4-7

cover LE 24 2014 small

Подробнее ...
1

metallomЗакрыть нелегальные пункты приема краденого коммунального оборудования, а легальных «металлистов» поставить под жесткий контроль. В этом многие заинтересованные лица видят эффективный путь решения проблемы лифтовых краж и вандализма. Ведь воровство и скупка краденого – две стороны одной медали, и одно никогда не бывает без другого.

Укради у себя сам

Зададимся простым вопросом: куда девается краденое лифтовое оборудование? Все эти тормозные катушки, обрезанные канаты, запчасти, узлы, механизмы – ведь где-то они сбываются? Ответ на  этот вопрос, как ни странно, лежит на поверхности и, в общем-то, не представляет секрета ни для кого: речь идет о пунктах приема металлолома, как «легальных», так и нет. А поскольку в большинстве своем пункты эти представляют второй вариант, то особой щепетильности по поводу принимаемого от населения «продукта» не испытывают. Население и радо: деньги не пахнут, а сиюминутная выгода (по принципу «украл – выпил») перетягивает на весах сумеречного сознания долгосрочную перспективу: ведь крадут-то, в конечном счете, у самих себя.
Увы, означенная ситуация характерна не только для лифтовой сферы. Любая часть коммунального имущества, которая «плохо лежит», тут же «прихватизируется». О чем говорить, если даже молодые деревца, посаженные на улице с целью озеленения городского района, наутро исчезают чуть менее, чем полностью!
Так что лифты – это всего лишь вершина пирамиды, основание которой – нечистая совесть.
Разумеется, не было бы спроса, не было б и предложения, во всяком случае, не такого масштабного. Но спрос на цветные металлы (как, впрочем, и на черные) с каждым годом только возрастает и приемщики «лома» не сидят без дела. К чему приводит подобного рода деятельность, можно судить по печальной судьбе проводных систем диспетчеризации лифтов, которыми до эпохи развитого капитализма в Украине была оснащена большая часть городских лифтов. Кабели были безжалостно вырезаны, что называется, на корню, благо, электрическое напряжение в них минимальное, и благополучно отправились на пункты приема. От ущерба, нанесенного лифтовому парку в те «лихие девяностые», отрасль не может оправится по сей день: до сих пор целые области в стране не имеют ни одного (!) лифта, оборудованного системой диспетчерской связи, хотя норматив однозначно требует ее наличия в обязательном порядке (подробности см. в «Лифт Эксперт» 2013, № 11).
Коммунальные предприятия хватаются за голову: счет убытков по причине краж идет уже на сотни тысяч гривен. Воруют металлические ограждения, канализационные люки (это классика), надземные и подземные кабели, режут трубы… Да что там деньги, ведь в открытый люк можно упасть, въехать колесом автомобиля, схватиться за обрезанный и брошенный провод, который вполне может быть под высоким напряжением и так далее! Но пункты приема как работали, так и работают, и нет, кажется, на них никакой управы. А в районах, где «правит бал» настоящий криминалитет – в так называемых «республиках» на Донбассе – подобного рода промысел вообще является основным источником заработка обнищавших граждан, которые имеют всего лишь два выхода: воровать у самих себя «железо» или идти на убой в оккупационные «войска». Из последних новостей доносится, что там вроде бы прием металлолома таки запрещен, но вряд ли этот запрет будет иметь какие-то реальные последствия.

Инициатива наказуема

В «континентальной» же Украине первыми вопрос запрета подняли коммунальные предприятия. Ведь отследить путь краденого не так уж сложно. Увы, их возможности повлиять на ситуацию весьма ограничены: написать заявления в милицию и в налоговую инспекцию.
«Мы регулярно пишем заявления на тот или иной пункт приема металла, – делится своим опытом начальник одного из днепропетровских коммунальных предприятий, просивший не называть его фамилию, – но последствий эти заявления никогда никаких не имеют. Еще ни одни пункт не был закрыт. Мы обращались по этому поводу напрямую в областное УМВД, нам ответили, что все такие криминальные места им известны, оперативная информация собрана. Но опять же – никаких действий не предпринимается. Никто даже не оштрафован!». Кстати, максимальный штраф, который может быть наложен на пункт приема металлолома за прием краденого, на сегодняшний день составляет аж целых 1700 гривен.
Да и сами приемщики не так просты. Никто из них не рискнет принять целую лифтовую запчасть (вариант – водопроводный люк). Хочешь сдать краденое – вот тебе кувалда, дроби на мелкие фрагменты, примем с удовольствием!
Наши коллеги-журналисты из Харькова попытались провести эксперимент.
Взяв напрокат в лифтовой организации тормозную катушку, они отправились в ближайший «приемник» сдавать ее «на лом». Правда, при этом они хотели заручиться поддержкой милиции, чтобы поймать скупщиков на горячем. К сожалению, в РОВД их ожидал холодный душ.

Полностью материал вы можете прочитать в журнале «Лифт Эксперт» 2015, № 9, с. 13-14

cover LE 33 2015 small

Подробнее ...
1

fire inПожар – одно из самых страшных бедствий, которое может случиться с человеком. Обезумевший огонь, вырвавшись из-под контроля, несет с собой разрушения и гибель. По статистике Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, каждые сутки в нашей стране случается в среднем 150 пожаров, в которых погибают 8 человек, а 4 – получают тяжелые травмы, огнем уничтожается либо повреждается 59 строений и сооружений и 9 единиц техники. Только за первые четыре месяца 2013 года в пожарах на территории Украины погибло 1125 человек, а материальные убытки от пожаров составили 948,5 млн гривен.

ФАТАЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Пожар в лифте – категория особая, более опасная и пугающая, чем пожар «обычный». Во-первых, человек оказывается в ограниченном замкнутом пространстве один на один с огнем и дымом. Во-вторых, в лифтах, как правило, нет средств пожаротушения. Поэтому пожар в лифте намного страшнее пожара в просторном помещении, откуда у человека есть шанс выбраться без посторонней помощи.
МЧС Украины сообщает, что за прошедший 2012 год возникло 309 пожаров, так или иначе связанных с лифтами: из них в шахте лифта – 269, в кабине лифта – 31, машинном отделении лифта – 9. Один из таких пожаров привел к гибели человека.
Трагедия произошла в Киеве, в пятиэтажном здании Центра эндокринологии и обмена веществ. 31 июля 2012 года, около семи часов утра, начался пожар в шахте лифта этого медицинского учреждения. К несчастью, в этот момент в лифте находилась пациентка Центра. Пожар был настолько стремителен, что задымление шахты и этажа произошло в считанные минуты. 50 больных, находившихся на этаже, персонал срочно эвакуировал, но помочь женщине в лифте не смог. В результате пожара произошел обрыв несущих тросов. Прямо на месте происшествия пострадавшей была оказана неотложная медицинская помощь, ее немедленно госпитализировали для интенсивного лечения. Но все меры оказались безрезультатными – спасти женщину не удалось. Эта трагедия стала единственным пожаром в лифте, повлекшим человеческие жертвы в прошлом году.
Обратите внимание на два фактора: скорость (пожар возникает мгновенно, распространяется очень быстро) и сложность – даже невозможность – быстро помочь человеку в замкнутом пространстве кабины лифта. На ликвидацию этого пожара ушло не более полутора часов, но этого времени хватило, чтобы для человека в лифте он оказался фатальным.

ОПАСНОСТЬ В КАЖДОМ ДОМЕ

Редкостным везением можно назвать спасение пассажиров лифта девятиэтажного дома в Харькове по улице Счастливой 20 сентября 2011 года. Когда двое жильцов, мужчина и женщина, спускались вниз в кабине, в шахте начался пожар, повалил дым. Соседи по подъезду отреагировали моментально, хотя с точки зрения правил безопасности, безграмотно – они стали лить в шахту воду, в результате чего огонь удалось загасить. Но ничего нельзя было поделать с дымом, которого в результате такого тушения  стало еще больше. Кабина лифта, между тем, оказалась заблокированной между этажами, и подручными средствами вызволить пассажиров из нее не было никакой возможности. Люди начали задыхаться, но как раз в этот момент прибыла лифтовая служба.
Спасатели с помощью шанцевого инструмента приоткрыли дверь, после чего люди смогли вдохнуть свежий воздух. Однако отверстие было слишком мало, чтобы освободить «пленников» и только через некоторое время удалось вытащить людей на уровень четвертого этажа. В результате оперативных действий они не были травмированы, отделавшись, как говорится, легким испугом. Но что было бы, опоздай спасатели на пару минут?

Но даже если пожар в лифте происходит во время отсутствия пассажиров в кабине, опасность очень велика – ведь огонь распространяется по всему зданию, угрожая квартирам, казалось бы, далеким от очага возгорания. Например, 11 ноября прошлого года таким очагом оказалась кабина лифта в девятиэтажном жилом доме на улице Димитрова в Кировском районе Днепропетровска. Она начала плавиться, повалили клубы дыма. Причина – брошенный в шахту непогашенный окурок. Сотрудникам МЧС, прибывшим на место происшествия, пришлось срочно эвакуировать из подъезда по лестничной клетке 16 человек (трое из них – дети). То есть пожар, начавшийся в лифте, угрожал непосредственно всему дому.


Самым резонансным пожаром на территории бывшего Советского Союза, связанным с лифтами, стал, пожалуй, пожар Останкинской телебашни в Москве 27 августа 2000 года. Останкинская башня оборудована специальными скоростными лифтами, обеспечивающими быстрый подъем на ее верхние уровни, которые привлекают множество туристов и просто любителей панорамных пейзажей (на высоте 328–334 м  располагался известный вращающийся ресторан «Седьмое небо» — сейчас закрыт на реконструкцию). Но в тот день лифты оказались смертельно опасными. В результате пожара кабины оборвались, рухнув с высоты 460 метров. В одной из них находились люди: сотрудник пожарной охраны полковник Владимир Арсюков, слесарь-ремонтник Александр Шипулин и лифтер Светлана Шкатила.

Менее известным, но по числу жертв, пожалуй, рекордным, стал пожар в 16-этажном общежитии МГУ на улице Кравченко в Москве, случившийся ночью декабря 1999 года. Собственно, возгорание произошло в одной из комнат общежития, но огонь быстро распространился по площади около ста квадратных метров, задев и лифтовое оборудование. Многие жильцы верхних этажей кинулись к лифтам, чтобы спуститься вниз, забыв первое и самое главное правило – при пожаре держаться от лифтов подальше. Шестеро застряли на втором этаже и задохнулись. Еще одна женщина точно так же погибла в соседнем лифте.
Чудом уцелел корейский студент, спускавшийся на лифте с седьмого этажа. Когда кабина остановилась на горящем втором этаже, обезумевшая толпа ворвалась в лифт и вытолкнула его на площадку. Через секунду проводку замкнуло, и все находившиеся в остановившемся лифте погибли. СМИ, писавшие об этой трагедии, использовали леденящий душу заголовок: «Лифт – братская могила»…
Позже оперативно-следственная группа указала в своем отчете, что 16-этажное здание общежития имеет первую степень (!) огнестойкости. Оно оборудовано двумя защищенными от дыма и огня лестницами, на всех этажах развешаны огнетушители и планы эвакуации. Тем, кто пострадал от пожара, не пришло в голову воспользоваться огнетушителем или спуститься вниз по лестнице – всему виной паника, которая охватывает людей перед лицом смертельной опасности.

КТО ВИНОВАТ?

Почему же возникают пожары в лифтах? Каковы их основные причины?
Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям в ответ на запрос редакции «Лифт Эксперт» предоставила следующую статистику причин возгорания лифтов в 2012 году: неосторожное обращение с огнем (150 случаев); неосторожность во время курения (118 случаев), недостатки конструкции и изготовления электроустановок, короткое замыкание электросети (21 случай) и поджог (4 случая).
Данная статистика имеет еще и пункт «другие причины» (16 случаев), но даже и без этого неопределенного обозначения возникают вопросы «без ответов» — прежде всего, какое может быть «обращение с огнем» в лифтовых помещениях? Ведь там, согласно нормам безопасности, не должно быть никакого такого «обращения», ни неосторожного, ни осторожного. Не должно там быть и куренияоб этом ясно свидетельствуют правила пользования лифтом, которые раньше висели в каждом подъезде. Сегодня, конечно, этих табличек днем с огнем (простите за каламбур) не сыщешь, может, поэтому многие курящие граждане, не задумываясь о собственной и чужой безопасности, спокойно заходят в кабину лифта с горящей сигаретой в зубах, а отдельные экземпляры тушат окурки о стены лифта, о кнопки, плафоны ламп… Но это уже не «неосторожность», а прямое вредительство и вандализм. Увы, среди «других причин» лифтовых пожаров они занимают первое место. В последнее время подобного рода случаи принимают системный характер, что отражается не только на степени безопасности жителей многоэтажных домов, но и влетает в хорошую копеечку жилищно-коммунальным службам, которым постоянно приходится перебрасывать силы с серьезных работ по капитальному ремонту подъемных устройств, на поломки, совершенные вандалами.
Наиболее привлекательными для лифтовых хулиганов неизменно остаются кнопки вызова лифта на этажах; также любители портить имущество вырывают устройство вызова диспетчера и даже выламывают створки дверей.
О кражах и поломках лифтового электрооборудования и говорить не приходится: достаточно краем глаза просмотреть любую криминальную сводку по любому городу Украины.
Зачастую среди причин возникновения пожара в шахте лифта называется возгорание мусора в лифтовом приямке. Вот, например, из недавних сообщений:
«В одной из многоэтажек в Хортицком районе Запорожья 3 мая 2013 в 19:21 вспыхнул пожар — загорелся мусор в шахте лифта».
«В результате возгорания мусора в шахте лифта произошло короткое замыкание электрической сети».
«Нерадивый курильщик выбросил тлеющий окурок в шахту лифта. Из-за этого воспламенился мусор…»
И так далее.
То есть, «неосторожное обращение с огнем», курение и даже замыкание электросети зачастую не являются первоначальными причинами пожаров: не будь мусора в приямке, возможно, все бы обошлось. Но о захламленности лифтовых помещений в наших жилых домах знают все, и коммунальные службы в том числе, да вот только спохватываются, когда из шахты лифта повалит дым. А ведь произвести уборку мусора куда как дешевле, чем восстанавливать сгоревшее дотла оборудование!

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ?

Нужно помнить, что за жизнь и безопасность пассажира лифта, безусловно, отвечают и спасатели, и пожарные, и коммунальные службы, но прежде всего – сам человек. Никогда не следует терять голову какой бы неожиданной (а опасность, в том числе пожар, всегда внезапна) ситуация ни была. Столкнувшись с пожаром в лифте или рядом с лифтом, необходимо следовать нескольким простым правилам.
Никогда не поддаваться панике. Паника – это потеря контроля над ситуацией, больше всего жертв пожаров гибнут по этой причине: вспомните пожар 1999 года в общежитии МГУ. Ситуацию необходимо анализировать, не следовать бездумно «за всеми», за толпой: она – плохой советчик.
Каков бы ни был пожар: слабый или сильный, даже если присутствует хотя бы тоненькая струйка дыма, пользоваться лифтом запрещено. Он может быть (и скорее всего, будет) заблокирован, а шахта очень быстро наполнится дымом. Шахта лифта может усилить пожар благодаря эффекту дымовой трубы (тяге).
При этом выделяются ядовитые газы: синильная кислота и фосген, а содержание кислорода в воздухе падает. Вот почему опасен не только и даже не столько огонь, сколько дым и гарь. Большинство жертв пожаров гибнут именно от них.
Всегда следует помнить, что лифт, грубо говоря – электроприбор, который находится под напряжением, поэтому его категорически воспрещается заливать водой. Тем харьковским «спасателям», о которых шла речь выше, крупно повезло, и то, что в их случае обошлось без жертв – чистая случайность.
Тушить кабину лифта можно песком, а если доступ к нему невозможен, набросить на очаг огня мокрую грубую ткань. Необходимо использовать порошковый или углекислотный огнетушитель (никогда не лишне познакомиться с их устройством и способом применения).

КАК ЗАЩИТИТЬ ЛИФТ?

Все вышеприведенные меры являются крайними и исключительными – когда речь идет о жизни людей, а лифтовое оборудование можно списать уже как «безвозвратно утраченное». Поэтому основной вопрос заключается в том, как создать такие условия, при которых риск возникновения пожара в лифтовых помещениях был бы сведен к минимуму, а лучше всего, устранен полностью.
Противопожарная безопасность закладывается в лифтовое оборудование еще на стадии проекта здания. Существует ряд стандартных правил, обязательных к исполнению при строительстве здания, оборудованного лифтами, при изготовлении самого лифта, при его монтаже. Они зафиксированы в «Правилах будови і безпечної експлуатації ліфтів», утвержденных Государственным комитетом Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора на основе соответствующих ГОСТов.
Также нормативная информация содержится в «Правилах пожарной безопасности Украины», специальный раздел которых посвящен лифтам и подъемникам.

Среди мер противопожарной безопасности, среди прочего, нормами предусматривается  установка извещателей автоматических систем пожарной сигнализации на посадочных площадках лифтов, в лифтовых холлах и в лифтовых шахтах. Кроме того, шахты должны быть дополнительно оборудованы дымовыми пожарными извещателями.

Ответственность за соблюдение всех указанных в данных документах норм и правил полностью ложится как на владельцев лифтов, строителей и проектировщиков, так и на органы, занимающиеся приемом установленного оборудования, его экспертизой и сертификацией. Только при условии добросовестного отношения с их стороны к этому вопросу исчезнут «недостатки конструкции и изготовления» в качестве причин пожаров в лифтах.
Другой немаловажный аспект – порядок эксплуатации лифтов в жилых зданиях. Тут уже многое зависит от служб ЖКХ (своевременная уборка мусора из приямка, отслеживание мелких неисправностей, своевременная замена расходных частей, обеспечение четкой и бесперебойной работы диспетчерского пункта), так и от самих жильцов (соблюдение элементарных правил пользования лифтом – прежде всего не курить, не сорить в кабине, не перевозить легковоспламеняющиеся вещества и не бросать мусор в шахту).

Современный лифт достаточно надежен, чтобы противостоять пожарной опасности. Пассажирские лифты любого производителя могут быть оборудованы специальными огнестойкими дверями, которые выдерживают воздействие огня на протяжении 60 минут. Установка таких противопожарных лифтов предусматривается на стадии проекта сооружения и, разумеется, увеличивает стоимость оборудования. К сожалению, массовый лифтовый парк нашей страны состоит в большинстве своем не из таких моделей, а из отработавшего свой ресурс, неоднократно ремонтированной устаревшей физически и морально техники. Поэтому в наших реалиях на первый план выходит четкое соблюдение схемы работы лифтов при пожаре, которая подразумевает слаженное взаимодействие диспетчерской службы с бригадой лифтовиков и жителей дома на месте происшествия. Так, в случае пожара, лифт в здании сразу же должен быть спущен на основной посадочный этаж (как правило, на первый), его двери открыты и заблокированы. В таком состоянии лифт должен находиться до тех пор, пока угроза пожара не будет ликвидирована.


Полностью материал можно прочитать в журнале «Лифт Эксперт» 2013, № 6.

 

Подробнее ...
1

8 smallСреди разного рода подъемной техники эскалаторы занимают если не первое место (лидерами, безусловно, являются вертикальные подъемники – лифты), то уж второе точно. Изготовлением и монтажом этих «движущихся лестниц» на сегодняшний день занимаются все ведущие мировые лифтовые бренды: заводы компаний Otis, Shindler, Mitsubishi, Kone, Tsyssen Krupp, Hitachi, Toshiba производят по 1,5–2 тысячи эскалаторов и пассажирских конвейеров в год, а суммарный годовой объем производства эскалаторов в мире превышает 20 тысяч единиц. При этом глобальные  бренды «берут» не просто количеством выпущенной техники, а постоянно стремятся к внедрению инновационных разработок: так, например, Otis только в исследовательские работы по эскалаторам ежегодно инвестирует более 100 млн США.

Соответственно растет и объем потребления эскалаторной техники: например, в Испании ежегодно устанавливается около 300 эскалаторов, в Италии 350, во Франции 400, в Великобритании 500, в Германии 900,  в США 1 400, в Японии 4 000, а в Китае 9 500.

ГДЕ ЖЕ НАШЕ МЕСТО?
Общее число функционирующих эскалаторов в мире колеблется в пределах 300 млн единиц, при этом в Украине их число на удивление мало – около 350. Причиной удивления  является тот факт, что наша страна имеет разветвленную сеть метрополитенов в нескольких городах – и не простых, а очень глубоких, которые, соответственно, оснащены очень длинными эскалаторами (техническое обозначение – «тяжелого режима работы»). Сегодня, помимо метро, эскалаторы широко используются в торгово-развлекательных центрах, в подземных и надземных переходах, аэропортах, спортивных сооружениях (40% мирового производства), тем не менее, их количество в нашей стране оставляет желать лучшего. А ведь именно станция киевского метрополитена «Арсенальная» официально считается самой глубокой станцией метро в мире (105,5 м); эскалаторы на ней – как и на прочих глубоких киевских станциях расположены «каскадом», то есть, сперва один эскалатор, потом другой, между ними находится промежуточная площадка.

На центральных станциях киевского метрополитена эскалаторы установлены каскадом: на «Арсенальной» верхние эскалаторы ЭМ-5 имеют высоту подъема 46,6 м, нижние ЭМ-5,5 – 55,8 м (суммарная высота 102,4 м);
на станции «Крещатик» высота верхних ЛТ- 4 – 28 м, нижних ЛТ-2 – 65 м (в сумме 93 м);
на станции «Университет» – три верхние ЭМ-4 – 18,8 м и три нижние ЛТ-1 – 60 м (в сумме 78,8 м).

Дело в том, что на начало 1950-х годов, когда разрабатывался проект этих станций, эскалаторного оборудования необходимой длины просто не существовало. Кстати, именно советские эскалаторные разработки явились уникальными по своим характеристикам: рассчитанные на большую глубину станций метро, они превосходили зарубежные аналоги уже в 1935 году, когда была открыта первая линия московского метро. Интересно, что до этого ни в Российской империи, ни в Советском Союзе эскалаторы не производились вообще, и необходимость решить задачу спуска-подъема пассажиров на глубину до 30 метров застала инженеров, что называется, врасплох. Зарубежные фирмы-изготовители подъемной техники теоретически брались за разработку подобного оборудования, но запрашивали слишком большую цену и выставляли слишком долгие сроки исполнения. Решено было действовать самостоятельно на свой страх и риск (риск, если вспомнить реалии 1935 года действительно был высок, но, возможно, именно он в значительной степени стимулировал пытливые инженерные умы) и «утереть нос буржуям», доказав «преимущества плановой социалистической экономики».

Забегая вперед, отметим, что и сегодня высотный диапазон зарубежных эскалаторов ограничен, в основном, показателем 15–20 м. «Высоких» машин единицы. За их производство фирмы берутся не очень охотно; самые высокие эскалаторы в Европе 43,6 м (TsyssenKrupp в метро Праги, выполнен по традиционной схеме поэтажных эскалаторов), в Азии  42 м (Mitsubishi, модульный «многоприводный» эскалатор с 10 приводами). Вектор развития мирового эскалаторостроения сегодня направлен на создание компактных, высокотехнологичных конструкций, ориентированных на крупносерийное производство. Только в этом случае можно достичь высокого качества, применять дорогостоящие технологии и получать сравнительно дешевые изделия

ПО ТУННЕЛЯМ И ПО ЭТАЖАМ
Запуск первых советских эскалаторов в Москве прошел успешно, несмотря на скептическое отношение к этому опыту со стороны профильных разработчиков того времени. В последующие годы были «достигнуты высоты» 12, 20 и 40 метров. После войны, в 1951 году, советское эскалаторное строительство освоило и выпуск движущихся лестниц для многоэтажных зданий (модель ЭЗ-5 длиной 5 м): такие эскалаторы стали классифицировать как «поэтажные» в противоположность «туннельным», используемым в метро. Впрочем, принципы работы поэтажных моделей были аналогичны работе туннельных.

Если основное производство туннельных эскалаторов было сосредоточено на ленинградском заводе имени Котлякова, то производство поэтажных эскалаторов и тяговых цепей для эскалаторов всех типов было передано на Стахановский машиностроительный завод в Украине, в Донецкой области.

Общая ситуация в экономике СССР как в зеркале отразилась в эскалаторостроении – оборудование изнашивалось и ветшало, внедрение новых технологий растягивалось на долгие годы, перспективные разработки все чаще сразу отправлялись на полку. «Телега оказалась впереди лошади» – конструкторы потеряли возможность действовать творчески, их решения нивелировались устаревшим оборудованием. В производство шло лишь то, что можно было изготовить на двух действующих заводах. Распад СССР поставил точку и на советском производстве эскалаторов. Завод им. Котлякова был приватизирован, на его базе организовалось предприятие ЭЛЭС, которое продолжает ориентироваться на разработки советского времени, новое проектирование сведено фактически к модернизации старых конструкций, чему в немалой степени способствует сохраняющаяся монополия на производство туннельных эскалаторов. Нишу производителя поэтажных эскалаторов на постсоветском пространстве заняло предприятие ЛАТРЭС, которое ищет выход в более широком применении более качественных импортных комплектующих (приводов, тяговых цепей со встроенными бегунками, ступеней) и переходит фактически в кильватер западных компаний: в новых конструкциях собственно российской является лишь металлоконструкция.

А Стахановский завод пал жертвой общей стагнации украинской промышленности и хотя остался в живых», но эскалаторного оборудования давно уже не производит. На сегодняшний день предприятие попало в зону оккупации пророссийскими террористами и его дальнейшая судьба выглядит малоутешительно.

КУДА НАПРАВЛЯЕТСЯ «ДВИЖУЩАЯСЯ ЛЕСТНИЦА»?
Правда, есть еще «луч света в темном царстве»: лет десять назад производство эскалаторов начато концерном «Крюковский вагонзавод» в Кременчуге. Такое крупное хорошо оснащенное предприятие, безусловно, способно составить конкуренцию и на украинском, и на российском эскалаторном рынках.

Сегодня линия «крюковцев» представлена поэтажным эскалатором облегченного типа ЕК-506А1 длиной 5–6 м, предназначенного для перемещения людей в многоэтажных торговых, выставочных, административных, спортивных, кино- концертных зданиях и сооружениях, аэропортах и  вокзалах с пассажиропотоком до 6 750 чел./час, и поэтажный эскалатор ЕК-106 для пассажиропотока до 9 000 чел./час.

Что касается туннельных машин, то здесь выпускается четыре модели высотой от 8 до 65 м. Впрочем, специалисты критикуют данную технику, прежде всего отмечая ее устарелость по сравнению с аналогами на мировом рынке. Кременчугские эскалаторы ориентированы на архаичные конструкции, которые были разработаны СКБЭ более сорока лет назад, далекие от современного технического уровня. Они выполнены по традиционной схеме с приводом на верхнем поворотном участке трассы движения лестничного полотна. Ее применение в былые времена было оправдано относительной простотой, низкими технологическими возможностями производства и отсутствием какой-либо начальной информации по эскалаторам. Но многолетняя практика эксплуатации этих машин выявила ряд существенных недостатков, которые с высоты технических достижений ХХI века выглядят неудовлетворительными.

К сожалению, именно период 1990-первого десятилетия 2000-х годов, бывший у нас временем «реорганизации», оказался наиболее плодотворным для мирового эскалаторостроения. Планка мирового технического уровня в отрасли поднялась на недосягаемую для их технологического оснащения высоту: тяговые цепи, не требующие смазки; пластмассовые ступени и ступени, объединенные в один узел с фартуком балюстрады; алюминиевые рейки с подшипниковыми узлами вместо тяговых цепей; компактные приводы, устанавливаемые внутри лестничного полотна и сокращающие габариты эскалатора на 10-15%; волновые, спиральные и многоприводные эскалаторы; скоростные конвейеры и эскалаторы, замедляющие скорость ступеней у входных площадок; системы управления с компьютерным контролем показателей через интернет… и, конечно, высокое качество, а не просто рекордная длина определяет сегодня «лицо» мировой эскалаторной отрасли.

thumb w1200 small

Исторически основная составляющая успеха ведущих эскалаторных фирм обусловлена их первоначальной лифтостроительной направленностью с необходимостью постоянного надзора и сервисного обслуживания этой техники. Задолго до появления Интернета планета оказалась «оплетена» паутиной сервисных служб лифтовых компаний. И хотя обслуживание эскалатора намного выгоднее лифта, в целом их количественное соотношение 1:35 делает эскалаторный сервис менее прибыльным, чем лифтовый. В конечном счете, законы рынка объединили лифтовый и эскалаторный бизнес, к  немалой выгоде потребителей эскалаторов, принеся им доступный высококачественный сервис.

Неспециалист на входной площадке вряд ли сможет определить изготовителя эскалатора. Внешнее сходство машин разных фирм во многом объясняется теми, требованиями, которые предъявляются к конструкциям международными нормами безопасности (наиболее распространенными являются Европейский стандарт EN-115 и Американский А-17.1). Большинство эскалаторов имеют близкие геометрические размеры трассы лестничного полотна, ступеней, элементов балюстрады, которые, как правило, изготовлены из одинаковых материалов и похоже оформлены.
Стандартными для эскалаторов магазинов, офисов, развлекательных центров стали скорость движения лестничного полотна 0.5 м/с, угол наклона 30 градусов, 35градусов или 27.3 градусов и высотный ряд от 2.5–3 до 6–7 м.

Для транспортных узлов применяются эскалаторы усиленной конструкции, классифицируемые как эскалаторы для общественного использования. Обычно конструкции эскалаторов разного назначения одной фирмы максимально унифицированы, но эскалаторы для транспортных узлов и метрополитенов могут иметь увеличенную до 0,75 м/с скорость движения лестничного полотна и высоту подъема до 20–30 м, иногда до 50 м.
Еще один «общий знаменатель» эскалаторов ведущих мировых фирм – высокая точность изготовления и монтажа деталей и узлов, создание минимальных зазоров между движущимися и неподвижными частями.

Точность изготовления лестничного полотна, наиболее сложных в геометрическом плане и многократно повторяемых его деталей – ступеней, обеспечивается применением литых конструкций. Легкими ступенями с цельнолитыми алюминиевыми каркасами шириной 1000, 800 или 600 мм и выделенными цветными зонами безопасности оснащены подавляющее число эскалаторов.

На нижней фотографии: система эскалаторов в торговом комплексе Passage, Днепропетровск

***

Полностью материал можно прочитать в журнале «Лифт Эксперт» (2015, № 4).
Оформить подписку можно по адресу редакции, по e-mail, по телефону, через социальные сети — любым удобным для вас способом.


Стоимость годовой подписки (12 номеров, выход один раз в месяц) для предприятий и физических лиц в Украине — 780 гривен.
Возможна подписка на полгода (6 номеров) — для Украины 360 гривен.
Стоимость подписки для зарубежных предприятий включает в себя стоимость почтовой доставки журнала.
При подписке вы получаете скидку для размещения своей рекламы в журнале «Лифт Эксперт».

Подробнее ...

Site buit by Jackson G

Телефоны редакции:

+38 (056) 787-05-28

Использование материалов данного сайта разрешается при условии открытой гиперссылки на liftexpert.com.ua. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце материала.

Перепечатка статей, других текстовых материалов, иллюстраций и фотографий с печатного издания «Лифт Эксперт» разрешается только с письменного согласия правообладателя.

В случае нарушения авторских прав, «Лифт Эксперт» оставляет за собой право защищать свои права и интересы путем подачи жалоб в правоохранительные органы, а также исковых заявлений в судебные органы.


© 2012–2015. ООО Фирма «САНСЕТ» Все права защищены.

Вход