Журналисты «Лифт Эксперт» провели интересное исследование такой, казалось бы, простой темы, как отделка и оформление купе кабины лифта. И, оказалось, писать есть о чем! Небольшая по размерам кабина самого обычного пассажирского лифта в самом обычном многоэтажном доме на самом деле предоставляет практически неограниченный простор фантазии и навыкам дизайнерам, оформителям и, к слову сказать, технологам, поскольку хорошая, «правильная» отделка – это прежде всего повышенный функционал лифтового оборудования, обеспечивающий дополнительный комфорт и безопасность пассажиров. Но обо всем по порядку.
В далекое и, очевидно, безвозвратное прошлое ушли времена, когда массовое производство предлагало потребителю единообразный стиль оформления кабин лифтов, установленных в многоэтажных зданиях по всей нашей необъятной тогда стране. Грубо говоря, и стиля-то как такового не было, и набор материалов, применяемых в этом деле, был предельно ограничен: ламинированные панели ДСП, на полу – третьесортный линолеум, который через полгода эксплуатации лифта уже зиял темными пятнами потертостей. Все подчинялось принципу максимальной утилитарности и дешевизны, поэтому ни о какой эстетике, хотя бы приблизительной, в отношении лифтов и речи быть не могло.
И по сей день эти грустные «свидетели эпохи» доживают свой век в городских микрорайонах, постепенно ветшая и изменяясь от одного ремонта к другому, пока не последует их полная замена. Сегодня к лифту предъявляются иные требования – это не просто механизм вертикального передвижения, а значимый элемент городской инфраструктуры, среды обитания человека, который уже не довольствуется только функционалом машины, но хочет видеть в кабине лифта естественное продолжение своего жилища или рабочего помещения. В новых высотных зданиях, где расположены офисы различного рода компаний, учреждений, банков, лифты – первое, с чем встречается их посетитель, клиент, партнер. Ежедневно этими лифтами пользуются миллионы сотрудников, перемещаясь с этажа на этаж, и было бы странно, если формируя офисное пространство согласно принципам дружелюбной к человеку эргономики, мы игнорировали бы оформление лифтовых кабин.
Вот почему производители и поставщики лифтового оборудования во всем мире в перечне своих услуг предлагают и разнообразнейшие варианты отделки – от традиционно-консервативных до эксклюзивно-дизайнерских. Соответственно разнится и материал, при этом используемый: на выбор от вариаций пластика и древесных композитов до хромированных металлов, керамической плитки и цельного дерева дорогих пород. Конечно, совершенно уникальный дизайн не предполагает серийного оборудования: как правило, о нем говорится в связи с индивидуальными, «коттеджными», лифтами. Тем не менее, тема инноваций в отделке кабин приобретает все большую популярность и актуальность – прежде всего, в связи с постоянной реконструкцией, капитальным ремонтом и заменой лифтового оборудования, устаревшего и физически, и морально, и эстетически.
Согласно ПУБЭЛ и общеевропейскому стандарту EN81-1/2 (подробнее см. «Лифт Эксперт» 2013, № 9, с. 9-11), конструкция кабины лифта должна отвечать необходимым техническим требованиям прочности, жесткости, бесшумности, плавности хода и точности остановки и в то же время обладать достойными эстетическими и архитектурными характеристиками, особенно при ее наружной установке. В конструкции купе не должны использоваться материалы, представляющие опасность для человека из-за повышенной воспламеняемости или по причине химических свойств материала (асбест, материалы, содержащие фенол и тому подобное).
Что же предлагает для господ «лифтовых оформителей» сегодняшний рынок строительно-отделочных материалов? Здесь выбор не просто велик, он огромен! По желанию здесь можно найти как готовые конструктивные варианты кабин, так и материалы «по отдельности»: от самых дешевых и простых, до дорогих, эксклюзивных и художественно-изысканных. Конечно, украшение купе кабины лифта оригинальными картинами и гобеленами, а также длинноворсовыми коврами, природным камнем и панорамным аквариумом – перебор (хотя иногда встречающийся в местах, стремящихся «пустить пыль в глаза»). Намного шире распространены три базовых варианта лифтового декора, в соответствии с предназначением лифтов и с используемым при этом материалом.
Предназначение пассажирских лифтов можно условно разделить на три категории:
— для многоэтажных жилых зданий массовой застройки;
— для бизнес-центров, офисных зданий, ТРЦ и тому подобного;
— так называемые «коттеджные лифты», проектируемые по индивидуальному заказу.
Эконом-вариант
Дизайн отделки купе кабин лифтов массового «жилого» сектора, разумеется, наиболее прост, дешев и утилитарен. Но это не значит, что жильцам остается довольствоваться стандартным ДСП уныло-коричневой окраски. Разнообразных сортов негорючего пластика сейчас великое множество, да и современные твердые лакокрасочные покрытия позволяют визуально имитировать любую фактуру (хочешь «под гранит», хочешь «под дуб», хочешь «под паркет»!) и придавать интерьеру купе какие угодно оттенки всех цветов радуги. Как заявляют специалисты, стремление сделать окружающее нас пространство броским и привлекательным – не прихоть, а требование времени. Что ж, не самое плохое требование. В Москве, например, в прошлом году некоторыми коммунальными службами (по согласованию с городскими властями, разумеется) была введена новая услуга — по желанию жильцов дома стены лифтовой кабины оклеиваются специальной негорючей виниловой пленкой с изображениями видов Москвы или тематическими цветными рисунками: узорами, картинами, настенными часами и тому подобным. Цена вопроса – 15 тысяч рублей (3 750 гривен).
Но у лифтов в типовых жилых зданиях имеется серьезный враг – вандализм. К сожалению, людям присуще не только стремление украсить окружающее пространство, но и в не меньшей степени его изуродовать и разрушить. Проблема эта настолько серьезна, что заслоняет тему оформления лифта почти полностью – как говорится, не до жиру, быть бы живу (подробнее тема вандализма в лифтах и борьбы с ним рассматривалась в «Лифт Эксперт» 2013, № 12, с. 24). Совместить удачное оформление и антивандальную защиту – задача не из простых.
Одним из эффективных ее решений можно считать так называемую модульную отделку.
Ее смысл заключается в том, что детали оформления, подвергшиеся воздействию вандализма (например, доска поста приказов, плафоны светильников, поручни и т. д.), легко заменяются на новые «модули», не требуя полной разборки кабины лифта и, как следствие, серьезных затрат. Получается своеобразный конструктор, единственный минус которого – быстрота, с которой вандалы делают свое грязное дело: зачастую царапины и «рукотворные» поломки появляются уже на следующий после замены поврежденных деталей день. Разруха, как уже неоднократно отмечалось, не в лифтах, а в головах.
Вообще, если быть предельно точным, самый лучший противовандальный материал отделки купе кабины лифта – нержавеющая сталь. Этот прочный и одновременно гибкий материал используется всеми без исключения производителями высококачественных лифтов. Причем, не просто шлифованная (поцарапать такую поверхность не сложнее, чем ламинированную ДСП), а специальных декоративных сортов – текстурированная, полированная и сатинированная. Все бы ничего, но для массового производства такое оформление дороговато, хотя в дальнейшем и дает возможность экономить на ремонте. Возможно, по этой причине текстурированную нержавеющую сталь в качестве материала отделки кабины в обычном коммунальном лифте встретить можно нечасто.
Бизнес-класс
Зато в оформлении кабин офисных лифтов этот материал получил самое широкое распространение! Без преувеличения можно сказать, что это классический выбор – выглядит солидно, ухода почти не требует, износостойкость материала позволяет сохранять «первозданность» дизайна на протяжении многих лет. Нержавеющая сталь придает лифту строгий, но эффектный внешний вид: сама же текстура стали может иметь бесконечное число всевозможных вариантов. Ведь сталь позволяет имитировать внешний вид любого другого отделочного материала: мрамора, лепнины, дерева, а благодаря напылению может превратиться в «серебро» и «золото». Да что там, пластифицированная сталь может имитировать даже кожу! А боковые стенки кабины могут быть облицованы вертикальными накладными чередующимися панелями из пластика и «нержавейки».
Особенно незаменима полированная нержавеющая сталь в качестве материала для поручней. По форме выполнения они могут быть как прямоугольного, так и круглого сечений. Идеально подходит этот материал и для постов управления, которые изготавливаются из текстурированной «нержавейки» или из окрашенного металла. Существуют вандалозащищенные приказные посты-модули из полированной или зеркальной нержавеющей стали с серийными кнопками.
Сталь прекрасно подходит и в случае популярного сегодня «закругленного» дизайна кабин.
Подобного рода «круглые» решения отражают моду на панорамные кабины или «кабины обзорного типа» с частичным или практически полным остеклением, которые перемещаются в нишах наружных стен здания или в сборных металло-каркасных шахтах со сплошным остеклением. Конструктивное исполнение панорамных кабин отличается большим разнообразием как по дизайну и внешней отделке, так и по конфигурации. Дизайн обзорной кабины во многом зависит от назначения, архитектуры здания и характера размещения самого лифтового оборудования. А для того, чтобы из-за прозрачности купе не снижалась безопасность пассажиров в качестве материала для остекления используется прочное многослойное полимерное стекло повышенной безопасности – триплекс (то есть три слоя стекла, соединенные тонкой пленкой, которая не позволяет разлетаться осколкам в случае повреждения; подобная технология давно и повсеместно применяется в автомобилестроении). Разумеется, пленки триплекса могут быть не просто прозрачными, а различных оттенков: слегка затемненного (тонировка), матового, зеркального, голубоватого и так далее.
По теме стекла и пленок упомянем и зеркала – немаловажную составляющую оформления современной лифтовой кабины. Не стоит сбрасывать со счетов возможность нанесения на зеркальную поверхность разного рода напыления, благодаря чему можно сделать ее слегка матовой, серебристо-мерцающей или замутненной, бутылочно-зеленоватой (под старину) или покрытой блестящей пылью. В сочетании с точечными светильниками, которые могут быть потолочными, напольными, вмонтированными в боковые стенки или даже в створки дверей лифта, зеркала создают особую атмосферу интерьера купе кабины. Есть даже мнение (довольно спорное), что наличие большого зеркала не только зрительно увеличивает пространство в кабине лифта, но и заметно снижает у пассажиров желание заниматься вандализмом.
Что касается напольного покрытия серийного лифта как в жилом, так и в офисном или торгово-развлекательном здании, то здесь все гораздо прозаичнее: как правило им служит металлический (стальной или алюминиевый) лист с рельефным рисунком либо, реже, линолеум повышенной степени износостойкости. Линолеум, конечно, также дает возможность имитировать различные материалы покрытия вроде камня, дерева, часто – паркета.
Полностью материал «Отделать в лучшем виде» вы можете прочитать в журнале «Лифт Эксперт» 2014, № 2, с. 24–27.
Хотите читать статьи журнала полностью? Вы можете приобрести комплект архивных номеров за 2012–2013 гг., заказав его по телефону редакции 056 787-05-28 или оформить подписку на нашем сайте или в редакции.
Будьте в теме! Читайте «Лифт Эксперт»!