A+ A A-
1

Каким образом отразится на экономике Украины ассоциация с Европейским Союзом и нужна ли она лифтовой отрасли?


europaСобытия последних месяцев, фактически расколовшие украинское общество на ярых сторонников и не менее ярых противников «евроинтерграции» Украины заставляют в очередной  раз пристально всмотреться в перспективы нашего дальнейшего развития и дать оценку борьбе вокруг «европейского вопроса» с позиции трезвомыслящего человека, с точки зрения интересов украинского бизнеса (прежде всего, конечно же, лифтовой отрасли, а также строительной и машиностроительной сфер), а не поддаваться шквалу  эмоций, столь привычному, когда речь заходит о политико-экономической ориентации нашей страны.

Почему Украина не Европа?

Массовые волнения, эпицентром которых этой зимой стал столичный Майдан Незалежности, имели к вопросу «евроинтеграции» только косвенное отношение и только в самом начале оппозиционных митингов, связанных з денонсацией договора об Ассоциации с ЕС и вхождении Украины в зону свободной европейской торговли, который казался уже окончательно решенным вопросом. Однако экономические интересы Европы очевидно противоречили интересам Москвы, которая расценивает любой украинский шаг в сторону Запада как вторжение в зону своего влияния. Результат – политический кризис и социальный конфликт, последствия которого на момент написания статьи пока еще неясны. Вопрос «европейского выбора» отошел на второй план, а поспешное принятие Верховной Радой бюджета на 2014 год (нереальность объемов которого уже отмечена многими экономистами) дало власти козырь «гаранта стабильности» в стране, где 43% населения живут за счет различного рода социальных выплат. Их сокращение,  а то и вовсе отмена в случае вступления Украины в ЕС – один из основных «демотиваторов», используемых противниками западного направления.

Тем не менее, беспокоиться на этот счет стоит не более, чем по поводу неравноценной конкуренции между товарами и услугами в Европе и в Украине  – высокие стандарты социальной защиты населения в Европе хорошо известны, а вот качество украинской продукции заставляет задуматься о судьбе родной промышленности в случае ее выхода на западные рынки (если она вообще будет туда допущена).

Особенно это касается сферы машиностроения, которая на сегодня занимает весьма незначительный сегмент национальной экономики. Ближе к нашему профилю — Украина не имеет собственного лифтового производства (которое имеется в наличии даже у Армении), что касается замены устаревшего и отработавшего свой срок эксплуатации подъемного оборудования, то о дороговизне и трудоемкости этого дела не говорит только ленивый. То же касается модернизации подъемного оборудования, массовой диспетчеризации пассажирских лифтов в многоэтажных жилых домах и тому подобных вопросов.

Уже сейчас из 384 обслуживающих лифты украинских предприятий и организаций (по данным Госгорпромнадзора Украины) далеко не все способны в полной мере обеспечить содержание лифтов в надлежащем техническом состоянии из-за отсутствия у них соответствующей материально-технической базы, необходимого количества запасных частей, достаточного количества квалифицированных электромехаников. В то же время, все они имеют разрешения на выполнение работ повышенной опасности, выданные на основании положительных экспертных заключений после обследований, проведенных ЭТЦ. Проблема? Безусловно, и об этом «Лифт Эксперт» неоднократно писал. Как показывает анализ материалов расследования несчастных случаев, аварий, связанных с работой подъемного оборудования, качество экспертиз и технических осмотров оборудования вызывает серьезные нарекания независимых специалистов.

Острым является вопрос нехватки кадров. Молодежь в эту сферу работать не идет, а пожилые специалисты уходят на пенсию. Причина такого положения — низкая зарплата, которая, к тому же, сильно колеблется в зависимости от региона страны. Уже теперь немало наших соотечественников, в том числе лифтовиков, трудятся в других европейских странах (и чаще всего не по своей специальности). Естественно, в случае снятия визовых ограничений, утечка кадров в страны, где можно заработать больше, возрастет в разы.
Ну и, конечно, нельзя не отметить полное отсутствие какой-либо государственной политики в лифтовой сфере, прежде всего, хаос в нормативно-правовой базе.
Законодательство безнадежно устарело, не отвечает требованиям времени: отдельные тарифы на содержание и эксплуатацию лифтов не предусмотрены, а заложены в общие нормы содержания домов и придомовых территорий. Нормативную базу по лифтам в Украине в настоящее время составляет 51 нормативный акт: двадцать шесть ДСТУ, девять АОП и НАПБ, восемь ГОСТ и ГСТУ, восемь ДБН и ДСН, а также ДСанПИН, ПУЭ и ПТЭ. Правовые и технологические требования многих из этих актов давно не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.

Особый вопрос – финансирование. Если его нет, значит, нет, а все проблемные вопросы эксплуатации лифтового оборудования решаются простым и привычным способом – ударом кулака чиновника по столу. Нужно, чтобы лифт поехал, стукнул кулаком, он и поехал. До поры до времени такая практика срабатывает, но рано или поздно наступает момент, когда никакой удар любой частью тела любой силы не в состоянии запустить окончательно вышедший из строя механизм.

Ситуация с лифтами является составляющей частью еще одной болевой точки украинской экономики — системы ЖКХ, доставшейся нам в наследство от специфической советской модели хозяйствования и с той поры стремительными темпами деградирующую, несмотря на авральные попытки залатать ее прорехистоль же регулярные, сколь и бесполезные (так и хочется озвучить мнение о намеренном «тихом убийстве» государственной ЖКХ с целью ее максимального удешевления и последующей «прихватизацией», но оно, конечно же, будет голословным, а голословности мы стараемся избегать).

А ведь ассоциация с Европой будет означать обязательное приведение всех коммунальных систем и методов их управления к единому стандарту, обеспечить который вряд ли по силам какому-либо одному или даже нескольким муниципальным предприятиям и даже частным компаниям. Поэтому неизбежен приход на этот рынок европейских игроков с намного большим потенциалом средств и возможностей, чем у отечественных. Означает ли это вытеснение украинских обслуживающих предприятий из данного бизнеса? Вполне возможно.

Не нужно спешить

Как бы там ни было, горячиться по поводу «вступления Украины в ЕС» не стоит. Ведь даже с долгожданным подписанием договора об Ассоциации для нас не начнется «светлое европейское будущее» и в то же время не рухнут привычные «устои» с разбитыми дорогами, коррупцией, бюрократией, налоговым прессом и агонизирующим ЖКХ. Заметим, что сам факт подписания документа, если таковое состоится, еще потребует ратификации в парламентах стран Евросоюза. Хотя уже сейчас в ЕС ведутся разговоры о придании данному документу особого статуса, чтобы его положения можно было начать реализовывать с момента подписания.
Что касается зоны свободной торговли, которая является частью сближения Украины с европейской семьей, то и она полностью заработает не ранее, чем лет через десять после ратификации договора.

Эксперты напоминают, что соглашение не будет также автоматически означать для граждан Украины безвизовый въезд в ЕС, и такой режим будет оговариваться для нашей страны отдельным планом мероприятий.

Мы находимся в определенной «точке невозврата» и от решения, которое примет украинское общество и государственная власть, зависит очень многое. Вот почему не следует спешить с выводами, тем более, радикальными. Безусловно, Украина – часть Большой Европы. Безусловно, при всей нашей очевидной слабости, мы все-таки не должны панически бояться конкуренции, ведь чем сильнее будет конкуренция, тем выше будет стимул для развития украинских предприятий, так как именно конкуренция порождает качество, а промышленный потенциал нашей страны при грамотной экономической политике способен поддержать такое развитие. Но здесь важна поступательность – не торможение, а именно поступательное, эволюционное движение.

В лифтовой сфере это означает, прежде всего, привлечение внимания государства к проблемам лифтовых предприятий, к нормативной базе, регулирующей эксплуатацию и экспертную оценку лифтовой техники, приведение ее к единому знаменателю (желательно максимально приближенному к европейскому), введение обоснованных тарифов на содержание и техническое обслуживание лифтов, выведение их в отдельную коммунальную услугу. Разумеется, все это должно происходить в комплексе мероприятий по реформированию и модернизации системы ЖКХ, каковая цель, между прочим, давно уже озвучена на самом высоком уровне. И лучше всего, если бы эти слова не расходились с реальными делами.

Полностью статью читайте в журнале «Лифт Эксперт», 2014, № 1–2.

Чтобы быть всегда в курсе самой актуальной информации из сферы лифтовой техники, подписывайтесь на журнал Лифт Эксперт — ведущее информационно-аналитическое издание о подъемном оборудовании в Украине.

Подробнее ...
1

osbb logoШироко обсуждаемая сегодня в нашей стране тема создания обществ собственников многоквартирных домов (ОСМД) как способа решения проблем национального ЖКХ, который находится в процессе прогрессирующей стагнации, касается не только социально-экономической сферы. Не меньшее значение имеют в данном плане и вопросы технологического улучшения и защиты коммунальных инженерных систем жилых зданий, обеспечить которые традиционные жилуправления, находящиеся в подчинении городских властей, просто не в состоянии – просто в силу специфики своей организации и задач, для решения которых они когда-то, давным-давно, были созданы.

Эффективное управление и контроль за эксплуатацией коммунальных систем зданий в эти задачи не входили и фактически были пущены на самотекс надеждой на сознательность жильцов. Увы, надежды эти не оправдались, в народе прочно укрепилось мнение: коммунальное – значит ничье. Собственно, поэтому и была предпринята попытка, сориентировавшись на западную коммунальную практику, внедрить в Украине схему ответственности жильцов за коммунальное имущество посредством ОСМД. А ответственность подразумевает иной подход к делу контроля за состоянием инженерных систем зданий: контроль этот должен быть комплексным и всеобъемлющим.

Логически рассуждая, мы приходим к вопросу технического обеспечения реализации подобного рода контроля. Каким образом, какими средствами осуществить его в рамках одного отдельно взятого ОСМД? Какие средства помогут жильцам-совладельцам осуществить его на практике?

Говоря о системах диспетчеризации лифтов, нельзя обойти вниманием факт, что современные технологии позволяют контролировать несколько инженерных систем одновременно. Такая диспетчеризация «покрывает» все процессы обеспечения жизнеобеспечения и безопасности здания: лифтовое оборудование, электроснабжение, вентиляцию, кондиционирование, водоснабжение, отопление, канализацию, пожарно-охранную сигнализацию, видеонаблюдение, контроль доступа, связь и так далее. А если применяются автоматизированные комплексы управления, то они берут на себя и некоторые функции человека: помимо информирования оператора о возможных проблемах и неполадках, напоминания о необходимости очередных регламентных работ, они могут автоматически включать-выключать и регулировать работу различного оборудования. При возникновении чрезвычайных ситуаций они приведут в действие необходимое оборудование и оповестят жителей о путях и способах эвакуации.

Важной особенностью современных систем диспетчеризации является простота и удобство работы с ними.

На единый центральный пульт поступают данные и сигналы от датчиков в режиме реального времени. Собранная информация о работе всех инженерных систем помогает диспетчеру контролировать каждую из систем, проверять исправность оборудования, отслеживать и предотвращать возникновение опасных и аварийных ситуаций.

osbbНапример, в случае пожара сразу же срабатывают извещатели системы пожарной сигнализации (СПС). Сигнал от них передается на пожарную панель, которая формирует команду включения световых, звуковых и речевых оповещателей. При этом СПС также формирует сигналы для исполнения другими системами по заданным алгоритмам:

1. Система телевизионного наблюдения направляет ближайшую видеокамеру на очаг возгорания и присваивает этой видеокамере высший приоритет.
2. Система управления микроклиматом выключает приточную систему вентиляции, обслуживающую данную зону, чтобы предотвратить поступление свежего воздуха к очагу возгорания. Для удаления дыма из коридоров, холлов, лестниц (вдоль маршрутов эвакуации) включается соответствующая подсистема удаления дыма (открываются заслонки, включаются вентиляторы).
3. Система управления электроснабжением отключает цепи электропитания вблизи зоны пожара.
4. Система управления освещением включает аварийное освещение.
5. Система управления доступом разблокирует двери для беспрепятственной эвакуации людей.
6. Система управления лифтами спустит их на первый этаж.

Одновременно сигнал поступает в единый диспетчерский центр на автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора. На мониторе АРМ появляется графическая и текстовая информация о пожаре и месте его возникновения. Оператор имеет возможность проконтролировать работу системы автоматики и при необходимости продублировать ее.
Помимо всего прочего, для ОСМД комплексная система диспетчеризации представляет интерес еще по причине таких предоставляемых ими возможностей как сбор и анализ информации о потреблении ресурсов в системах (электричество, газ, вода, тепло и т. д.), организация более эффективной системы оплаты жильцами коммунальных услуг, формирование статистических данных о расходе ресурсов, оплаты за использование ресурсов.

Но насколько экономически выгодно устанавливать такую систему диспетчеризации? Эксперты считают, что применение подобного рода комплексных систем экономит не менее 15% затрат ОСМД на установку за счет устранения избыточных связей в инфраструктуре. Меньше затрат требуется и на обучение персонала объекта управлению комплексом. Владелец получает возможность управлять всеми системами объекта с одной рабочей станции.

К тому же, стоимость системы диспетчеризации зависит от величины здания. Чем крупнее объект, тем целесообразнее и экономически выгоднее оснащать его подобными системами. Например, при диспетчеризации офисного здания средняя стоимость оборудования и программного обеспечения системы составит около 10-20% от стоимости самой системы автоматики. На объектах меньшего размера будут использованы практически те же аппаратные и программные средства, но относительная стоимость увеличится. При этом необходимо, рассматривать стоимость диспетчеризации инженерных систем здания не обособленно, а с учетом срока ее эксплуатации в течение десяти и более лет (в зависимости от гарантий производителя).

Затраты на оснащение большого многоквартирного дома комплексной системой диспетчеризации, конечно, повышают совокупную стоимость его строительства и обеспечения инфраструктурой.  Однако не следует забывать, что…

Полностью материал читайте в журнале «Лифт Эксперт» 2013, № 11. Приобрести номер можно в редакции, предварительно позвонив по телефону (056) 787-05-28, или подписавшись на весь 2014 год. В наших планах — дальнейшее развитие темы диспетчеризации лифтового оборудования в Украине.

Подробнее ...
1

lift expert tarifyУважаемые читатели! Дорогие друзья!

Спешим сообщить вам хорошую новость. Из печати вышел эксклюзивный номер Всеукраинского журнала «Лифт Эксперт», посвященный теме тарифов на техническое обслуживание лифтов в Украине.

В новом номере нашим читателям представлена уникальная информация – это карта действующих тарифов по городам Украины, включая населенные пункты Крыма. Данный фактический материал был специально собран нашими журналистами из надежных источников. Готовые данные мы постарались предоставить подписчикам «Лифт Эксперт» в удобной графической форме. На сегодняшний день эти сведения являются эксклюзивными. Ознакомиться с ними вы можете, оформив годовую подписку на наш журнал.

Кроме этого, только в свежем выпуске «Лифт Эксперт» подробно сказано о ситуации в «горячей точке» — на полуострове Крым — в интервью с директором предприятия «Керчьлифт», В. Н. Мацюком. Также наши специалисты, продолжая рубрику «Шпаргалка», узнали о том, сколько стоит сегодня получение первичного образования по специальности «электромеханик по лифтам» в разных городах Украины и за рубежом.

Не обошли стороной и последние события на политической арене. В рубрике «Территория власти» проанализировали деятельность властей за последние годы, подвели итоги и обрисовали «перспективы».

Более того, мы знакомим вас с Министром регионального развития, строительства и ЖКХ господином В. Б. Гройсманом. О том, кем он является, и какие реформы предлагает осуществить в ближайшем будущем — также читайте в свежем номере «Лифт Эксперт».

Хотим отметить, что редакция «Лифт Эксперт» работает в штатном режиме.

Мы всегда на связи с вами!

Если вы владеете важной информацией или хотите выразить свое мнение по поводу событий в отрасли – обращайтесь к нам по номеру телефона: +38 (056) 787 05 28

Будьте в теме! Будьте с нами! Читайте «Лифт Эксперт»!

Подробнее ...
1

feb14Очередной номер журнала «Лифт Эксперт» посвящен теме «Преемственность в лифтовой отрасли».
Словосочетание, еще звучащее непривычно для слуха многих людей, особенно далеких от вопросов отраслевого бизнеса, тем не менее, уже давно стало реальностью. Можно назвать не одно и не два лифтовых предприятия в Украине, базирующиеся на семейной основе, формирующих традиции передачи «рабочей эстафеты» от отца к сыну, где плечо к плечу трудятся представители нескольких поколений лифтовиков. К сожалению, в нашем обществе отношение к понятию «семейный бизнес» довольно неоднозначное. Памятные всем разговоры о «кумовстве» в органах государственной власти, явление родственного протекционизма, когда на управленческие должности произвольно назначаются близкие и дальние родственники, вообще продвижение только «своих» — прекрасный пример того, как можно дискредитировать самую замечательную идею. Думаю, поэтому руководители лифтовых предприятий, основанных на базе семейной преемственности, и не спешат делиться своим опытом, во всяком случае, публично.
А ведь подобного рода модель ведения  бизнеса при ближайшем рассмотрении представляется весьма привлекательной. И дело не только в том, что с родственниками «проще» и «понятнее». Сам стиль управления, организационные нюансы, атмосфера доверия, которая присуща преуспевающим семейным компаниям, и являются как раз залогом их успеха. В номере «Лифт Эксперт», который вы держите в руках, мы демонстрируем положительные примеры семейных предприятий в лифтовой отрасли, анализируем их деятельность, выявляем плюсы и минусы подобного рода организаций. Интересно, что за рубежом данная модель лифтовых компаний является, пожалуй, самой распространенной. По сути, мировые «гиганты»-лидеры отрасли (прежде всего, Otis и Schindler) были и остаются семейными предприятиями, преемственность на которых тянется к «отцам-изобретателям» из далекого XIX века! Возможно, именно специфика лифтовой техники, требующая многолетней наработки практического и теоретического опыта, располагает именно к передаче знаний и навыков от старших к младшим, которые в дальнейшем обеспечивают очередной рывок компании вперед. Анализу этих и других сопутствующих вопросов посвящены центральные, тематические, материалы номера.
Следует отметить большое развернутое и содержательное интервью, которое дал нашему изданию председатель Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины Александр Хохотва.
Кром того, читателя ждут не менее интересные и актуальные статьи, касающиеся технологии лифта, ОСМД, проблем эксплуатации лифтовой техники в многоэтажных жилых зданиях и путей их решения. Для специалистов и новичков в лифтовой теме особенный интерес представляет детальный анализ украинских и российских учебных пособий для электромехаников и вообще лифтовиков, размещенный нами в рубрике «Шпаргалка».
Будьте в теме! Читайте «Лифт Эксперт», ведущее издание по теме лифтового оборудования в Украине и других странах.

Подробнее ...

Site buit by Jackson G

Телефоны редакции:

+38 (056) 787-05-28

Использование материалов данного сайта разрешается при условии открытой гиперссылки на liftexpert.com.ua. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце материала.

Перепечатка статей, других текстовых материалов, иллюстраций и фотографий с печатного издания «Лифт Эксперт» разрешается только с письменного согласия правообладателя.

В случае нарушения авторских прав, «Лифт Эксперт» оставляет за собой право защищать свои права и интересы путем подачи жалоб в правоохранительные органы, а также исковых заявлений в судебные органы.


© 2012–2015. ООО Фирма «САНСЕТ» Все права защищены.

Вход